УРСУЛА ЛЕ ГУИН. ОБДЕЛЁННЫЕ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Так ли идеально место воплощения анархических идей? Анаррес – далеко не райский уголок в безбрежном пространстве Вселенной. Есть свои проблемы, есть свои достоинства. Да, утопия не однозначна – может быть, потому, что не утопия? Если взять такое древнее философское учение, или мудрость, как даосизм, получается, что люди были склонны к такому, или подобному утопизму издревле, а если учесть, что такой, или подобный утопизм никуда не исчез, а продолжает развиваться – в том числе в художественной литературе, — то почему мы продолжаем снисходительно улыбаться, вместо того чтобы понять, наконец, всю его серьёзность?

Утопия утопии рознь – представляется несомненным. Формулы, возникшие в голове, не знакомой с нюансами психологии, социологии или, к примеру, децессионизма, — такие формулы, очевидно, не приведут общество и человечество к правильному и светлому будущему. Они будут односторонне трактовать действительность, не учитывая множество значительных факторов. Такие формулы и есть утопии, и по-другому их не назвать.

Но утопии другие, утопии так называемые, а на деле – совершенно отличные от отвлечённых умозрений, проникнутые знаниями множества наук, учитывающие самые разные факторы, влияющие или могущие повлиять на развитие и существование общества и человека, в нём находящегося, — такие так называемые утопии достойны самого пристального внимания, достойны того, чтобы быть когда-нибудь – когда наступит для этого подходящее время – осуществлёнными.

И вот мы можем увидеть, помечтать, а может быть, и вспомнить какие-то моменты истории, читая «Обделённых» Урсулы Ле Гуин. В самом деле, многое из описанного ею уже знакомо, но кое-что и ново. Анаррести обращались друг к другу исключительно по именам, ведь чинов, званий, каких-то уважительных форм обращения не существовало. Имя же каждого жителя Анарреса было уникально и не повторялось: его выдавал компьютер. Поэтому не нужно было никакого удостоверения личности. Проблем у анаррести хватало: и скрытая эксплуатация чужих идей учёными, и скрытые собственнические настроения, и скрытая цензура, и скрытая бюрократия, и скрытое правительство (Управление Координации Производства и Распределения), и идеологическая «накачка» населения в учебных заведениях, и фактические законы общепринятого поведения, и конфликты людей, порождённые разными страстями…

Словом, социальное сознание полностью доминировало над индивидуальным, вместо того чтобы его уравновешивать. Зато у анаррести не было воровства, убийств, преступности. Да и зачем, например, воровать, если можно взять необходимую вещь из распределителя? Центральная идея «Аналогии» Одо — «клеточная функция», работа, которую человек способен выполнять наиболее оптимально. Здоровое общество должно позволить человеку проявить себя с наибольшей силой. Общество на Анарресе ещё не вполне достигло этого идеала… Но даже при этом анаррести выгодно отличались от уррасти, где люди мыслили исключительно категориями высшего и низшего.

На Уррасе было много языков и государств. И было всё, как в нормальных государствах: принудительная система, эксплуатация, неравенство, ложь газет, нищие, главенствующее положение мужчин… На Уррасе не признавали морали вне законов, а религии вне церквей… Всё было в чьей-то собственности…

А на Анарресе люди не были собственниками. Малышей приучали делиться: дескать, если не делишься – значит, и не пользуйся. Вот так! На Анарресе было равенство во всём. Существовало абсолютное равенство полов. Мужчина и женщина были равны. И самое главное, на Анарресе не было государств, не было и церквей, какого-либо организованного вероисповедания. В сущности, не было никакого организованного насилия.

Страницы: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>