Известно, что Александр Фадеев написал свой главный роман «Молодая гвардия» на одном дыхании – всего около двух лет у него ушло на создание масштабного произведения о краснодонской подпольной организации, действовавшей в период оккупации фашистами небольшого шахтёрского города. К слову, подобные краснодонской, антифашистские организации существовали во многих городах, оккупированных фашистами во время Великой Отечественной войны, даже название – «Молодая гвардия» – было не редкостью. Но Александр Фадеев выбрал именно эту, именно этих ребят-героев, практически обессмертив их имена для потомков.
Впрочем потомки – это обычные люди, не герои, и кажется, они даже не хотят быть похожими на героев. Почему? У них другая жизнь, они не видели войны, у них есть деньги – а если нет, они их стремятся получить. Они любят развлечения. Они любят веселиться. Потому что люди. Обычные люди. Роман «Молодая гвардия» – явно не про них.
В романе главные герои-молодогвардейцы представлены исключительно с положительной стороны. Это смелые, сильные духом люди, за свою родину готовые отдать жизнь. Не чужды им, конечно, и чисто человеческие эмоции, чувства, страсти. Ваня Земнухов влюблён в Клаву, он не может ни о чём думать, у него такой возраст. Он подружился с Жорой Арутюнянцем, их связала любовь к книгам. Они ещё очень молоды, но уже скоро станут героями в борьбе против фашизма.
Ваня Земнухов и Жора Арутюнянц вливаются в поток беженцев. В пути они ведут очень правильные разговоры о вещах, далёких от происходящего вокруг. У Вани склонность к поэзии, Жора предлагает ему в таком случае поступать в литературный вуз, но Ваня считает, что учиться поэзии – это глупо, если есть талант, он развивается самостоятельно, ведь по профессии многие известные литераторы, писатели и поэты, были кто кем: один – инженером, другой – дипломатом, — и так далее. Жора просит друга прочесть что-нибудь из своих стихов. Ваня смущается, но потом читает стихи о счастливой юности и будущей коммуне. Жора хвалит талант друга. К нему присоединяется и попутчик-майор, который в восторге от обоих ребят. И они держат путь дальше.
Наконец они достигают гигантского табора, состоящего из машин, подвод, беженцев. Там они встречают Олега Кошевого и Ульяну Громову, таких же наивных молодых людей, которым, что называется, море по колено, которые не боятся врага и которые вступят с ним в неравную схватку и погибнут героями. Но это будет дальше, зимой, пока же лето и они ещё не видели фашиста, только слышали о нём. Но они готовы. Уже. Это чувствуется. Не будь у них такой наивности, таких прекрасных стихов, которые приводятся в романе, не получилось бы романтики – а главное, не получилось бы изгнать фашистского гада с земли родной. Пускай изгнали не они, эти ребята, недавние школьники, но они подпортили крови фашисту, а уже затем гад был сметён простыми солдатами – ну точно такими же наивными и добрыми ребятами, как они – герои-молодогвардейцы.
Как можно заметить, таких, как они, людей мало – начитанных, активных, целеустремлённых. Особенно их мало в наше время – время пошлое и корыстное. Сейчас всё решают деньги, и это неправильно. Тогда деньги не были так важны, к тому же была война, нужны были герои и нужны были высокие идеи. И тогда, конечно, были обыватели, были злые и ничтожные людишки, но тогда было такое время: или – всё, или – ничего. Молодогвардейцы выбрали всё – и остались. А сегодня невозможно выбрать всё, высокие идеи никому не нужны. Лишь единицам, которые варятся в этом болоте мерзости и безликости, где нет прежней борьбы и врагов; враги рядом, враги везде, но борьба в болоте – это не борьба. Это медленная смерть в мире без идей и стремлений; лишь вырвавшись из него, из мерзкого болота, можно жить. Но это, кажется, ещё тяжелее, чем победить фашизм. Тяжелее тогда, когда нет солидарности и дружбы, когда воин оказывается один.
Сергей Никифоров, 2012