Уильям Блейк удивительно прост и непосредственен для человека, что называется, искушенного в поэзии, которого, пожалуй, в настоящее время довольно редко встретишь. Его стихотворения кажутся старыми, но не устаревшими. Он не традиционен, но совершенно понятен и предсказуем. И это во многом из-за его мировосприятия, которое было, как известно, сильно мистическим и свободолюбивым.
Больше того, язык Блейка и его философская глубина – вот что оказывается наиболее поразительным. Стоит почитать «Песни невинности и опыта», чтобы в этом вполне убедиться. И также хорошо бы подумать, почему поэт избрал столь неоднозначную, простую форму для своих поистине великих размышлений и умозаключений?
Между тем, дело тут в том самом мировосприятии и еще – в следующим за последним мировоззрении. Ведь что значит «невинность» и «опыт»? Это восприятие мира ребенком и взрослым, если хотите – это ранний период (доисторический) и период поздний (сегодняшний или завтрашний) в истории. Конечно, нам всегда интересно, что будет потом, в далеком будущем, и даже в самом ближайшем. Но мы с интересом заглянем и в прошлое – правда, не все, только некоторые, которые понимают, где находится мудрость.
А мудрость – там, в прошлом, которое большинство людей благополучно забыло. Когда-нибудь настанет час расплаты – ведь постоянное отдаление от своего «Я», от природы, от естества имеет плохое следствие. Это нужно понимать, с сожалением, но с абсолютной ответственностью. Нельзя сказать людям: вы, дескать, дураки, ничего не понимаете, идете не в верном направлении. Нужно объяснить, почему они идут неправильной дорогой. Все объяснить и показать, тогда есть шанс что-то изменить.
Добро – это невинность, а вот зло почти всегда предстает в образе знания и разума. Уильям Блейк видел эту разницу, и стремился ее донести до читателя. К сожалению, это не остановило развитие человечества, ведь цивилизация продолжает идти по пути опыта, знания, разума, логики, технологий, машин и компьютеров. Измениться может каждый смертный, но не все, не люди, которых целый легион, потому что очень много.
Рисунки, так естественно и закономерно дополняющие блейковские стихи, могут пробудить в душе читателя знакомую тоску по чему-то теплому, невинному, светлому, материнскому. Пастух, стоящий под деревом и пасущий овечье стадо, действительно кажется человеком, чья судьба гораздо счастливее любого короля или царя. Так и есть, потому что ведь все мы знаем, что не власть и не деньги даруют человеку свободу и счастье. Нужно иметь только самого себя и мир вокруг как продолжение самого себя. Почему об этом никто не вспоминает?
Сергей Никифоров, 2014