Древний персидский бог Митра не оставил в равнодушии молодых людей из английского города Рэгби, которые, вооружившись музыкальными инструментами, организовали группу и назвали его именем — Mithras, на латинский манер. Музыка, которую стали играть эти люди, имеет отношение к тяжёлому металлу, она в полной мере экспериментальна и интересна, пожалуй что, неординарным меломанам. Но вот лирика способна повергнуть в изумление видавших виды и читавших книги. Здесь есть и сверхъестественные способности, и высшие миры, и, конечно же, невероятные путешествия к свету — и становится, право слово, увлекательно, и думаешь, кто же здесь повергает в изумление — сами музыканты, которые пишут такие фантастические тексты к своей музыке, или бог Митра, который, наверняка, не спит, а действует, вдохновляет музыкантов?
Помнится, в девяностых годах прошедшего века в России были изданы книги Чарльза Уильямса, английского мистика и писателя, запомнившегося современникам как человек «не от мира», как невероятно добрый, отзывчивый человек, христианин и в то же время эзотерик, несомненно имевший опыт проникновения в высшие миры, знающий не по наслышке, что такое сверхъестественное и необъяснимое. Так вот, на группу Mithras мог оказать серьёзное влияние не только одноимённый бог, но и вполне земной человек, только что странный и исполненный мистики, написавший ряд, безусловно, феноменальных произведений, среди которых выделяются романы «Война в небесах» и «Иные миры». Возможно, Mithras была вдохновлена этими книгами — по крайней мере, её лирика если не по содержанию, то по ведущим темам, настроению, по самой сути очень сходна с тем, что описывал Чарльз Уильямс и о чём, справедливости ради надо сказать, написано не так мало книг — о борьбе сил добра и зла, тьмы и света, правды и лжи. Но проблема в том, что написано много книг вовсе не так, как нужно, не так, чтобы считать сверхъестественное реальностью, а порталы для прохода в высшие миры — не выдумкой фантаста, но описанными из опыта, то есть виденными в действительности местами. Можно привести только два известных имени — конечно, из разных литературных сред и, скажем так, эшелонов, — это Деннис Уитли и Рене Генон. И вот становится рядом с ними Чарльз Уильямс — пожалуй, не такой известный по имени, но оставляющий их далеко позади: всё же мистика и выдумка — это разные вещи. Мистика исходит из опыта, а надуманный роман или труд не опирается ни на что, кроме несовершенного ума. Возможно, через несколько столетий Рене Генон и Деннис Уитли будут восприниматься читателем со снисходительной улыбкой. Да это уже и происходит сейчас, у некоторых…
Чарльз Уильямс использовал в своих романах сюжеты и коллизии, которые, может быть, кажутся не прогрессивными, но привлекают читателя. Если бы английский мистик описывал лишь только собственный мистический опыт и, так сказать, не облагораживал его сюжетом и развитием фабулы повествования, его произведения вряд ли когда-либо были бы переведены на русский язык, да и англичанам он, надо думать, был бы неинтересен. Таков человек, таков читатель, к этому нужно привыкнуть.
Страницы: 1 2