Этот превосходный русский художник родился в Москве в 1886 году. Его полотна ярки и красочны, но в то же время как бы хранят в себе теплоту и душевность, выписаны они в неподражаемом авторском стиле, в них, кажется, нет ни одной лишней детали, ни одного лишнего штриха, — все в меру, все так, как надо, то есть идеально…
Борис Григорьев учился в Строгановском училище, затем был слушателем в петербургской Академии художеств, жил в России, в Европе, участвовал в объединении «Мир искусства», с 1913 года участвовал в выставках, потом, после большевистской революции, жизнь заставила его покинуть родину, покинуть ее навсегда. Художник жил и работал во Франции и Америке, его картины и иллюстрации полны скрытого символизма и интересных наблюдений. Ими действительно любуешься, и не налюбуешься…
Вызывают по меньшей мере удивление портреты Бориса Григорьева. Портреты, на которых он изображал знаменитых людей своего времени: Максима Горького, Всеволода Мейерхольда, Велимира Хлебникова. Хм, Велимира Хлебникова «в будущем»… Они выглядят до крайности необычно, вычурно, угловато, портретист как будто запечатлел особенное мгновение в их жизни, которое, быть может, никогда не повторится, а может быть, случится «в будущем» один раз…
До сих пор художника очень ценят, и проводят персональные выставки. Нелегко собрать огромное количество его произведений, буквально разбросанных по всему свету, находящихся в частных коллекциях… Но энтузиасты находятся и делают это. Выставки проходят с успехом.
Портрет Мейерхольда вызывает наибольшее удивление и… наверное, настоящий восторг. Надо было не только нарисовать театрального артиста и режиссера в исключительно своеобразной манере, свойственной лишь Григорьеву, надо было представить Мейерхольда в таком виде, чтобы он бросался в глаза, удивлял… Да, этот портрет неповторим, кажется, что Мейерхольд застыл, как на фотоснимке, в то же время его движения вызваны какой-то причиной, лежащей, видимо, в области театрального искусства, но которую точно нельзя назвать. Его руки выражают желание отстраниться, а может быть, защититься, глаз его смотрит куда-то в сторону и через него мы можем судить о состоянии души человека: тот погружен в себя, он о чем-то думает, его мысли идут дальше картины…
Кроме обширного наследия живописи, Борис Григорьев оставил после себя множество рисунков. Он бесподобно рисовал, это отмечают не только в России, но и во Франции, где он много и плодотворно работал… И один из его циклов рисунков называется «Intimite», в который входят несколько серий. А другой цикл – это «Расея», в котором около шестидесяти рисунков и 9 живописных работ…
В революционный 1917 год Григорьев создал картину «Старуха-молочница», на которой он изобразил престарелую женщину, всю изрезанную выступающими морщинами, с руками, как видно, трудовыми, опять изрезанными выступающими… на этот раз венами. Позади женщины корова с синими-синими глазами, вспоминается Есенин с его замечательным «только синь сосет глаза»… Сзади же женщины, но с другой стороны, как видно, деревенские люди, занятые чем-то своим, своими делами трудовыми…
Цикл «Расея» показал Бориса Григорьева как художника-мыслителя, художника-философа, размышляющего на своих прекрасных полотнах о жизни народа, о его судьбе… Вторую половину своей жизни художник провел в эмиграции, объездил много стран, жил даже в Южной Америке, и это, несомненно, повлияло на него, его полотна приобрели статус мировых шедевров, а подобный статус говорит сам за себя…
Известна любовь Бориса Григорьева к литературе. Он был знаком со многими значительными писателями своего времени, среди которых был, к примеру, неореалист Евгений Замятин и, конечно, Максим Горький, который, по некоторым свидетельствам, как-то подшучивал над литературными талантами художника, правда, подшучивал ласково, не злобно.
Борис Григорьев как личность исключительно одаренная не мог терпеть рамок и ему не хватало «чего-то», он искал себя в других видах творчества. Поэтому он, кроме своих прекрасных картин и рисунков, писал и другое: эссе и прозу, стихи и мемуары. Но и литературы ему было мало: он увлекался театром, и даже пытался сочинить пьесу… Да зачем ему это! Он все же был художником, и, как всякий творческий человек, отдохнув, переключившись с одного на другое, он опять возвращался к себе – к своим портретам и рисункам.
Шутка ли сказать, не за годы, а за считанные месяцы, находясь во Франции, Борис Григорьев написал более тысячи рисунков и картин! Здесь ему не было равных, о такой его работоспособности до сих пор ходят легенды. Он рисовал и писал так много не только в Париже, и хотя некоторые рисунки созданы легко и непринужденно, без всякого исправления, все же встречаются и такие, что поражают именно своим качеством, качеством прорисовки мельчайших деталей, качеством в целом. Таков, например, безусловный шедевр «Сафо. Маска», который выполнен на бумаге карандашом. Этот рисунок можно рассматривать долго – настолько он богат действием, эмоциями, скрытым смыслом, и все передано только одним цветом на белой бумаге… Невозможно не восхищаться мастерством художника, выполнившего при ограниченном наборе средств в совсем, казалось бы, неинтересном мире, такое преображение, создавшего такую творческую явь…
В пору своей жизни Борис Григорьев был художником широко известным и хорошо оплачиваемым, если дело касалось приобретения его работ музеями или коллекционерами, а дело касалось этого часто… Но вот сегодня ни одна его картина не входит в двадцатку самых дорогих полотен русских живописцев, да и известность его, надо признать, не такая широкая, как, скажем, у Айвазовского, Кандинского или Малевича, — конечно, сегодня эти художники самые популярные и, естественно, картины их самые дорогостоящие…
Продолжая тему, надо заметить, что самая дорогая на сегодняшний день картина русского художника – это картина Марка Ротко «Оранжевое, красное, желтое», проданная в 2012 году за… 86,9 миллионов долларов. Правда, Ротко относится к русским художникам больше номинально, чем фактически, но как выходец из России, он, безусловно, думал о социальной справедливости, ему был чужд американский капитализм, когда человек человеку волк, он и сам вел скромную жизнь… почти всю жизнь, и только ближе к концу он стал по-настоящему цениться как исключительный, самобытный художник.
Вернемся к Борису Григорьеву. Не случайно мы обратились к «самому дорогому» художнику, потому что в свое время одним из самых высокооплачиваемых был Борис Григорьев. Так случается. Время одних возносит, других опускает. Нельзя сказать, что Борис Григорьев сильно «подешевел» с течением времени, скорее, само время сильно «подорожало». Просто цены выросли – и выросли на работы одних, а на других как будто заморозились…
Борис Григорьев не так «дорог», не так популярен, как Малевич, Кандинский, Айвазовский и Ротко, но – можно в это поверить, можно это почувствовать – он не менее любим. Его любят, и для многих любителей живописи и искусства он – художник номер один.
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ БОРИСА ГРИГОРЬЕВА
Русский живописец и график Борис Григорьев родился в городе Москве (по другим данным – в Рыбинске) и учился в Строгановском художественном училище с 1903 по 1907 год. Затем Борис Григорьев отправился на учебу в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где учился с 1907 по 1912 год. С 1909 г. он начал выставлять свои работы как участник Студии импрессионистов, а с 1913 г. — как участник движения «Мир искусства».
Некоторое время Григорьев жил в Париже, где учился в Академии Большой Хижины (Académie de la Grande Chaumière). В Париже он испытал сильное влияние Поля Сезанна.
Борис Григорьев вернулся в Санкт-Петербург в 1913 году и стал одним из многих художников и писателей того времени, среди которых были поэты Велимир Хлебников и Анна Ахматова, портреты которых любил писать художник.
Григорьев также любил русскую деревню, ее своеобразие быта, крестьян и деревенскую жизнь. С 1916 по 1918 гг. он создал целую серию живописных и графических работ, названных «Расея». Эти работы продемонстрировали как неприглядные стороны, так и сильный, здоровый дух деревенской жизни и русского крестьянства.
С 1919 года Борис Григорьев жил за границей в таких странах, как Германия, Франция, Финляндия, США, в странах Южной Америки. В 1934 году он издал свою поэму «Расея» в американской русскоязычной газете «Новое Русское слово». Также его перу принадлежит стихотворение «Америка», опубликованное, правда, уже в наше время.
______________________________________________________________________
Сергей Никифоров
ПОРТРЕТЫ И РИСУНКИ БОРИСА ГРИГОРЬЕВА
Любое копирование или использование материала допустимо лишь при одобрении автора материала. Цитирование допускается при указании источника и открытой ссылки на страницу, откуда взята цитата.
«Авторский сайт Сергея Никифорова», 2012 г.