ДЖОН БАРТ. КОНЕЦ ПУТИ. БОГ ПРОИГРЫВАЕТ СХВАТКУ!

«Конец пути», который нельзя назвать ожидаемым. И всё же произведение, пусть с трудом, но поддаётся кое-какому пониманию. Впрочем — почему нет? Следующий шаг — найти его концептуальный смысл, если таковой в нём спрятан. Итак, в «Конце пути» очень ярко показана личность Ренни, которая являет собой замечательный образец несамостоятельного и мнимосчастливого обывателя, во всём полагающегося на своего мужа Джо, действующего лишь по его указке, и боящегося его ослушаться, сделав что-нибудь не так. В то же время Джо, несмотря на свои свободные, даже субъективно-нигилистические взгляды на жизнь, в своих действиях целиком полагается на принцип господства-подчинения.

Это значит, что, строя отношения с супругой на своём непререкаемом авторитете, Джо не понимает и не хочет понять, что такой подход не совместим с его же собственными представлениями о свободе и самостоятельности. Абстрагировавшись, здесь можно без труда увидеть христианскую концепцию «любви» Бога (Джо) к своему творению (Ренни). Бог даёт свободу, но эта свобода номинальная, на деле Бог сам искушает своего раба, принуждая его к определённому им поведению.

Среди людей это выглядит так. Именно Джо подталкивает к измене Ренни сначала своим чудовищным диктатом, который, конечно, вызывает желание вырваться, освободиться от этой порочной власти, дабы компенсировать накопившееся напряжение, затем Джо вторично – уже прямо – заставляет Ренни снова и снова совершать аморальный поступок, беспочвенно надеясь при этом на её «свободный» отказ от этого занятия.

Но отказ не следует; вместо него – дисгармония, ещё большее напряжение и, наконец, смерть Ренни – смерть творения от рук принципиального, но догматичного и изначально порочного Бога. Таким образом, отношения между Богом и Человеком – отношения господства и подчинения при декларируемой свободе выбора. А ведь правда, другого и не бывает; как сказал гениальный и вещий мыслитель: «Если Бог есть, то человек раб». Пожалуй, комментарии здесь излишни…

Но вот что интересно — и не просто интересно, а совершенно безусловно и неприходяще. Это противостояние Бога и Дьявола. У Барта конфликт этот, как можно заметить, строится сугубо в соответствии с его психологией (впрочем, это же по-человечески, поэтому неудивительно), которая, как представляется, читая его книги, являет собой некую разновидность донкихотства и (или) кастанедства (что придаёт удивительную изюминку произведению).

Бог (Джо) – само постоянство, созидатель, строитель заповедей и чётких структур, этакий абсолютизатор логичности. Но одновременно он носит и вторую маску – лжи, лицемерия и неискренности. Вследствие этой абсолютизации логичности, то есть неподвижности, закостенения, с одной стороны, и лицемерия – с другой, Бог проигрывает схватку с Дьяволом. Дьявол (Джейкоб), в противоположность Богу, каждый раз меняющий маски разрушитель устоев и догм, — но не одевающий одновременно две маски!, — каждый раз сомневающийся в себе и в людях, этакий спонтаник-искуситель, побеждающий, казалось бы, более сильного Бога и забирающий у того самое ценное – Человека (Ренни). Человек, не выдержав борьбы, погибает, Бог вынужден удалиться, Дьявол – тоже. Но на этом интересная история заканчивается.

«Конец пути» вследствие своей запутанности сюжета хоть и читается, и особенно осмысливается, с большим трудом, всё же, безусловно, увлекателен очень подробным и оригинальным рассмотрением духовных и интеллектуальных проблем личности. И, рассматривая их, Барт во многом прав. Часто ли сегодня можно услышать мысли, подобные этой: «Вы можете не соблюдать правил, если вам не важно, поймут вас или нет. А вот если это вам всё-таки важно, тогда единственный способ стать свободным от правил – настолько ими овладеть, чтобы они сделались вашей второй натурой»? Очевидно, не часто.

Но из этого отрывка нельзя сделать вывод, что правила нельзя уничтожить. Напротив, их не только можно, но и нужно уничтожить. Просто перед этим надо поработать ещё и над собой, чтобы, в отличие от приверженцев религиозных догм, не биться лбом об пол, ожидая некоего чуда от Бога, а мысля и действуя самостоятельно, прийти к настоящей свободе, а не иллюзии.

Сергей Никифоров, 2001/2012

Страницы: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>