НИКОЛАЙ ОСТРОВСКИЙ. КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ. ЖИЗНЬ НА ГРАНИ БЫТИЯ И НЕБЫТИЯ. БОГИ И БЛОХИ

Этот мужественный писатель родился на Украине в селе Вилия, которое было сожжено во время Второй мировой войны. Его роман «Как закалялась сталь» превозносился в советское время, это был образец социалистического реализма, его читали на уроках литературы в школах, да и поныне он производит неизгладимое впечатление. По крайней мере он не забыт, как это происходит иногда с авторами, теряющими читателей из-за внезапно подувшего «ветра перемен», и в интернете он есть буквально в каждой электронной библиотеке, посвящённой русской литературе.

Если посмотреть на фотографии Николая Островского, складывается впечатление, что это больной человек, переживший или голод, или блокаду, или войну. Известно, что ему выпала на долю нелёгкая жизнь, с детских лет он работал на тяжёлых работах, был, например, кочегаром, рабочим, хлебнул лиха ещё задолго до своего повзросления. И эти трудности сказались на его характере, он стал стальным человеком, но больным, абсолютно больным от нечеловеческих условий, в которых он вырос и жил. Такое, как и он сам, его творчество: оно описывает героизм людей не настоящих, а идеальных, стальных, но заключённых в прокрустово ложе тяжелейших условий жизни, такой жизни, которую людям трудно представить в наше время.

Эти тяжелейшие условия, конечно, закаляют характер, но из-за них и стальной человек принужден жить на грани бытия и небытия. В двадцатых годах двадцатого века сам Николай Островский был сломлен тифом, которым заболел во время строительства железной дороги. Через несколько лет он заболел болезнью Бехтерева, оказался прикован к кровати, да ещё и ослеп. В таких условиях он создавал роман «Как закалялась сталь», и, безусловно, это жуткое его состояние, его болезни сказались на творчестве. Оно получилось наполненным болью, страданием, но в то же время целеустремлённым, характерным, стальным.

Всё начинается в каком-то богом забытом украинском городишке после революции. Павке Корчагину двенадцать лет. Его выгоняют из школы из-за излишней любознательности и несогласия с «поповской наукой». Павку устраивают работать в судомойню. Работа тяжёлая, тем более для ребёнка. Потом его устраивают на другую работу — подручным кочегара на электростанции. Он общается с молодыми подпольщиками-коммунистами, помогает им. Но по доносу его забирают в комендатуру петлюровцы, — власть принадлежит «Директории». Павке удаётся выбраться из комендатуры: петлюровец-полковник отпускает почти всех арестованных. Проходит какое-то время, Павка взрослеет — и вот он уже сражается в рядах Красной армии против белых; он будённовец. Но скоро он получает ранение, и оказывается в больнице. Ранение тяжёлое, и выписывается он, ослепнув на один глаз. Далее он недолго работает в ЧК. Потом прокладывает с отрядом железную дорогу — в холоде, недосыпании и адских условиях, — во время этого он заболевает воспалением лёгких и брюшным тифом, падает в беспамятстве. После больницы работает в мастерских, где ведёт политработу, — власть уже принадлежит большевикам. После мастерских он оказывается на границе, где борется с крестьянской враждой, возникшей из-за межевания, и с бандитами. Потом он находится на «партийной работе», а после — на море, на отдыхе из-за расшалившихся нервов. Но вот он попадает в аварию. Наконец, его парализует и он слепнет. Врачи его оперируют. Он трижды на грани смерти, но вроде бы будет жить! Он пишет книгу… Её публикуют!

«Как закалялась сталь» — несомненно, показательный роман о тяжёлой и, пожалуй, совсем неудачной жизни главного героя. Жизнь Павки Корчагина удивительно похожа на жизнь самого Николая Островского. Нет, практически это и есть его жизнь: это автобиографический роман. Чрезвычайно интересно, как автор, этот стальной и больной человек, воспринимает мир, воспринимает жизнь. В романе проводится резкое разделение на людей плохих и хороших — а хорошими оказываются, безусловно, коммунисты. Последние — не люди, а боги, настолько идеальны. Но людей без недостатков не бывает. Кажется, автор этого не знал: у него всё правильно, настолько правильно, что походит на детскую наивность, его творчество словно вылито из стали, у него есть белое и есть чёрное, у него не может быть чего-то среднего, и не может быть средних людей, — они или боги, или блохи, другого нет. «Как блохи, сновали сотни юрких людишек с глазами, в которых можно было прочесть все, кроме совести», — фраза, достойная литературы небытия.

Сергей Никифоров, 2011

2 комментария: НИКОЛАЙ ОСТРОВСКИЙ. КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ. ЖИЗНЬ НА ГРАНИ БЫТИЯ И НЕБЫТИЯ. БОГИ И БЛОХИ

  1. Людмила говорит:

    Написано умно, остро, с чувством иронии, своим отношением к произведению. Возникает желание прочесть еще что-нибудь.

  2. Мотама говорит:

    Почему мне симпатична из женских образов Нелли из романа Островского «КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ». Нелли — олицетворение загнивающей по тем временам буржуазии, свергнутой и облитой идеологической грязью. Всё пропитано утопающим социализмом , а буржуазия унижена и морально загрязнена. В романе всё красочно описано. Подходит пословица «Цыплят по осени считают». Цыплёнок — современное развитие Российского общества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>