И вот, после понимания этого своеобразного стиля и языка повествования, постепенно ты начинаешь понимать и сам роман. Тебе уже кажется, что, вообще-то, роман талантливый, что читается просто и легко, несмотря на, казалось бы, разрозненные куски изложения, — трудности с чтением возникают только поначалу. По сюжету, на военных учениях смертельно ранен кадет Арана по прозвищу Холуй, вскоре он умирает в госпитале, военные офицеры сразу стараются придать событию оттенок несчастного случая — огласка возможного преступления сделала бы плохую рекламу военному училищу, пользующемуся уважением и гордостью. Но Альберто, один из кадетов, приходит к лейтенанту роты и докладывает, что Арана не сам случайно застрелился — у него рана на затылке, — в него выстрелил Ягуар, другой кадет, из мести. Лейтенант докладывает обо всём вышестоящему начальству, дело доходит до тучного начальника – сеньора майора. Тот вызывает лейтенанта и пробует надавить на него, чтобы не разглашать об услышанном — пусть, мол, так и остаётся тот случай несчастным случаем. Но лейтенант непреклонен, он действует по уставу, по долгу и передаёт донесение для полковника.
Тогда собирается совет офицеров и вызывают Альберто. Полковник давит на того, уличает в разных грешках по службе, буквально не даёт ему сказать слова, и тот тушуется. Полковник отправляет Альберто назад в казарму, запретив кому-либо говорить о том, что он знает. Альберто приходит к карцеру, а до этого он там сидел, чтобы забрать вещи, но до распоряжения лейтенанта его опять туда сажают. И он оказывается в одной камере с Ягуаром! И он говорит Ягуару, что всё рассказал лейтенанту, что Ягуар – не кто иной, как убийца. Ягуар не признаёт, что убил Арану, но узнав, что Альберто настучал на него, бросается на Альберто с кулаками и бьёт его…
Небезызвестная, набившая оскомину, знакомая ситуация. Знакомая тем, кто отсидел или отслужил в советской или российской армии-тюрьме. Дедовщина, уставщина и «шакалы», стремящиеся замять несчастный случай, который почему-то произошёл… Почему? Случайно. Никаких беспорядков нет. Дедовщина давно искоренена. Министр обороны об этом отрапортовал. Президент страны был очень доволен и присудил ему… возможно ли, Георгиевский Крест!
В романе «Город и псы» есть берущие за душу места. Марио Варгас Льоса, как и другие великие латиноамериканцы, как Эрнесто Сабато или Мигель Анхель Астуриас, до боли остро описывал ту жестокость, которая прорывается из человека и заслоняет собою бытие. При этом всё останавливается и мир пребывает в каком-то тёмном, тусклом царстве, где не существует радости, где всё вязко, тяжело и мучительно. В этой связи запоминается описанный Льосой случай, как один из кадетов ломает лапу надоевшей ему собаке — за то, что та ему изжевала шнурки. И поражает жестокость кадета и доброта собаки, которая даже не полаяла, стала хромой, а потом лизала руку этому кадету. Но люди везде одинаковы — жестоких везде хватает, а вот добрых нет.
Сергей Никифоров, 2012
Страницы: 1 2