МАРСЕЛЬ ПРУСТ. В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО ВРЕМЕНИ. В СТОРОНУ СВАНА. ВСЕОБЩЕЕ НЕБЫТИЕ

В настоящее время Марсель Пруст невероятно известен, его цикл «В поисках утраченного времени» можно найти практически везде: в книжном магазине, в библиотеке, в интернете, — везде, где только можно подумать, где только его книги могут быть. Наверное, без преувеличения будет сказано: его книги не читал только ленивый интеллектуал. Особенно это касается уже названного цикла, который считается шедевром мировой литературы. Но в начале не было даже намёка на невероятную известность и признание. В начале, когда лишь появился цикл, Марсель Пруст претерпевал серьёзные трудности с изданием своих произведений. Оно и понятно, он был писатель не слишком известный, его прекрасный стиль не вписывался в рамки общепринятого, его сюжет был затянут, вместо действия следовали одни размышления за другими, — словом, это было не то, чего ждали издатели, ведь они, по понятным причинам, не хотели рисковать, и издать нечто прекрасное, но непроверенное для них означало поставить себя в затруднительное положение.

И всё же Пруста издали, но это было такое издание, что можно сказать, что он сам издал свою книгу, к тому же он был вынужден поступиться объёмом первой части своего главного романа. Нет, до издания «В сторону Свана» Пруст издавался, и неоднократно, но какой-то заметной славы он не снискал, а издавался, поскольку его предыдущие произведения и переводы были короче и, так сказать, форматнее. Но лишь издателю и тому, на кого он рассчитывает, — обывателю — нужна форматность, интеллектуалу и нонконформисту она не нужна. Её нельзя заметить в главном произведении Пруста, если иметь в виду манеру изложения произведения, но она, к вящему сожалению, практически господствует во взгляде на мир, в оценке людей, событий и явлений, во всём, что связано с восприятием жизни и её проявлений автором «В сторону Свана».

Марсель Пруст не любил критику, и он за подобные не очень-то приятные для него слова, очевидно, мог бы вызвать и на дуэль. Но если посмотреть правде в глаза, его произведение, обладая несомненными достоинствами, действительно, не слишком-то превосходно по своей, как бы это сказать, мировоззренческой сути. Другое дело — психологизм, психологические дебри, психологическая глубина Марселя Пруста, — за это вот никак не повинить, напротив, можно лишь сказать спасибо. Но необходимо увидеть всё это, чтобы составить ясную и полную картину. Например, будет кстати обратить внимание на описанный писателем во второй части «Свана» домашний «кружок» госпожи и господина Вердюренов, состоящий из «верных» друзей, которые приходили к Вердюренам в дом на обед. Смысл или какая-то его часть в том, что «верные» должны были иметь те же вкусы по определённым вопросам, что и сами господа Вердюрены. Для одного из действующих лиц романа, для Свана (именем которого и названа первая часть цикла Пруста), этот смысл или его часть явится злой шуткой, которая отделит его от своей возлюбленной.

Вообще-то Сван был любвеобилен, то есть он был в поиске женщин, в поиске любовниц, он даже прибегал к тому, что просил в письмах к дедушке и бабушке главного героя Пруста познакомить его с определённой барышней, приходящей на обед в их дом; но они всегда отказывали Свану. И вот к Свану в гости стала приходить одна ничем на первый взгляд непримечательная дама Одетта, которая, понятное дело, влюбилась в него. Но он в неё не был влюблён, это был не его тип женщины. Одетта не сдавалась, она ввела его в «кружок» господ Вердюренов, в «кружке» одним из «верных» был доктор Котар, который был наивен, непрактичен и его легко можно было обмануть; на Новый год господин Вердюрен подарил ему вместо рубина в 3000 франков искусственный камень за 300 франков, обманывая, что нельзя найти бриллианта лучше.

Страницы: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>