АРКАДИЙ И БОРИС СТРУГАЦКИЕ. ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ. ВРЕМЯ, ПОВЕРНУВШЕЕ ВСПЯТЬ

Есть такие люди — Аркадий и Борис Стругацкие. «Трудно быть богом» — одно из самых лучших произведений, написанное этими известными русскими фантастами. Действие повести относит нас в не слишком далёкое будущее, когда люди полностью покончили со своими распрями и военными конфликтами и на Земле воцарилась гармония. Был достигнут невероятно высокий уровень технического развития, люди обратили всё внимание в космос — к далеким звездам и другим мирам. Но где-то там — на других планетах — существующая жизнь ещё не достигла пристойного уровня, например в Арканаре, что находится в системе звезды ЕН-2097, всё далеко не безоблачно. Судя по «Дню ангела», повести Леонида Филиппова, королевство Арканар находится на планете Цурэнаку, а если верить компьютерной игре «Трудно быть богом» — Цуринака. В королевстве, которое ещё не достигло по уровню развития капиталистической формации, проживают гуманоидные существа, по своей природе, очевидно, ничем не отличающиеся от людей, но отстающие от землян по своему общественному развитию на несколько веков. Уровень их развития можно уподобить историческому периоду Средних веков на Земле. Но всё ли так просто?

Стругацкие выстраивают увлекательное повествование, их герои — сотрудники Института эксперементальной истории, земляне, изучающие разные аспекты жизни и развитие местных жителей планеты Цуринака. Одним из сотрудников является Антон, для местных жителей — дворянин Румата Эсторский. Цель Института Земли — поиск, оказание помощи и спасение учёных, которым приходится нелегко из-за гонений со стороны властей и церковников. Задача Руматы Эсторского — это найти и обезопасить учёного доктора Будаха. Другие сотрудники-земляне также скрывают свои настоящие имена и также, как и Антон, собирают информацию, шпионят… и помогают друг другу. Место встречи — в избе «Пьяная Берлога», специфической конспиративной квартире, где товарищи обсуждают, что им делать, как себя вести, чтобы, не дай бог, не выдать себя…

Главный герой, Антон, влюбляется в курносенькую девчонку Киру. В самом конце повести для него это не окончится славно. Но что делать? Не может человек, как робот, только выполнять задания и всё: ему нужна отдушина, даже если он такой развитой и совершенный, подобный богу… Трудно же быть богом! Но это ещё полбеды — точнее, лишь малая её часть: поскольку целью землян является не вмешательство в развитие других цивилизаций, не вмешательство, а лишь оказание им помощи, постольку вмешательство приводит к вполне очевидному конфликту… по крайней мере к серьёзному сомнению, и это сомнение не может быть разрешено в повести, оно остаётся, как и остаётся незавершённой повесть. Но, в самом деле, что делать Антону, который видит весь этот хаос, мракобесие и необразованность местного люда, — уйти в сторону и «не встревать»? В мире, в который он попал, главенствует злодейство, а не благородство, какое было на будущей Земле, как представляли её Стругацкие. И злодейство и несправедливость приводят главного героя Антона к неизбежному вмешательству в ход событий, к физическим расправам со злодеями и их приспешниками; и главной причиной, повлиявшей на Антона и побудившей его к таким действиям, могла являться погибель местного короля… но не она ей является. Он берётся за мечи — после убийства его любимой девушки Киры «серыми» по приказу дона Рэбы — главного злодея повести.

Чудовищное зло идёт от дона Рэбы, ему подчиняются «серые», то бишь местные фашисты, по его приказу всех, кто могут представлять угрозу для его режима и для него самого, бросают в Весёлую Башню… вот и Будаха, которого должен спасти дон Румата, или Антон, кидают в эту тюрьму, чтобы его замучить под пытками. Но дон Румата его, по всем законам жанра, спасает, а затем они любопытно беседуют: местный учёный и землянин-коммунар. Землянин недоумевает: почему учёные не пытаются сопротивляться злу, а сносят его как-то уж слишком терпеливо? На это Будах отвечает: «Зло неистребимо. Никакой человек не способен уменьшить его количество в мире. Он может несколько улучшить свою собственную судьбу, но всегда за счет ухудшения судьбы других. И всегда будут короли, более или менее жестокие, бароны, более или менее дикие, и всегда будет невежественный народ, питающий восхищение к своим угнетателям и ненависть к своему освободителю.» Как эти слова учёного остры и сегодня, в наше, повернувшее вспять время!

Сергей Никифоров, Борис Серёжкин, 2011

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>