НЕТ НИЧЕГО ЛУЧШЕ ВОСЬМИДЕСЯТЫХ ГОДОВ (Часть вторая)

1980-е годы – это и время супергероев. Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Жан-Клод Ван Дамм были совершенными актёрами на своём уровне, они сыграли прекрасно свои роли, подарив людям такие идеалы, таких мифических героев, которые вряд ли возможны в реальной действительности. Но это были реальные мифы, ведь каждый мальчишка мечтал стать таким же крутым!

Ещё в шестидесятые в социалистическом лагере снимали фильмы про индейцев с Гойко Митичем в главной роли: он снялся в роли Чингачгука в фильме «Чингачгук — Большой Змей», в роли Зоркого Сокола в «Следе Сокола» и в «Белых волках», во многих других картинах. В семидесятых и восьмидесятых годах Гойко Митич продолжал сниматься, играя краснокожих вождей, что борются за свободу со злобными бледнолицыми завоевателями. Но время неудержимо шло вперёд, для восьмидесятых годов герои, которых играл Гойко Митич, уже устарели; они были хороши для шестидесятых и семидесятых; по инерции, конечно, фильмы с Гойко Митичем про индейцев и бледнолицых продолжали смотреть, но они уже не были так популярны; подростки выбирали другие фильмы, другие темы; по сравнению с фильмами на другие темы, которые снимались в капстранах и в которых снимались западные киноактёры, игравшие супергероев, фильмы с Гойко Митичем казались уже примитивными, и проигрывали в популярности.

Гойко Митич был повержен Арнольдом Шварценеггером, для которого карьера киноактера была мечтой и протестом, который жил в детстве в бедной семье, который не любил эту бедность, он занимался в тренажёрном зале все дни напролёт, потом служил в армии и изыскивал любые возможности для наращивания мышц, потому что избрал своим главным занятием культуризм, он участвовал в конкурсах культуристов, он переехал в Америку, он начал сниматься в кино, его звёздный час наступил в восьмидесятые, когда на экраны один за другим стали выходить незабываемые фильмы: «Конан-варвар», «Конан-разрушитель», «Терминатор», «Коммандо», «Хищник», «Бегущий человек», «Красная жара», «Вспомнить всё» и другие, именно они, эти фильмы восьмидесятых прославили актёра на весь мир и определили превосходство над кинематографом соцлагеря. Выходец из бедной австрийской семьи, Арнольд Шварценеггер осуществил свою мечту, и, наверное, он даже не мог мечтать о таких глобального рода масштабах, каких достиг; это был сильный человек, и только американские законы не позволили ему стать президентом Америки, а лишь губернатором Калифорнии.

Таков закон: побеждает сильнейший. И он победил. Мощно и безоговорочно Терминатор утвердил превосходство капстран. Это произошло в конце восьмидесятых и повлекло, наряду со многими другими факторами, крушение соцлагеря. В начале же восьмидесятых, по крайней мере в СССР, доминировали советские актёры, что не были годными для пафосного героизма, не играли героических ролей, но были востребованы, потому что были умны и талантливы. Они были личностями – эти два заметных человека: Андрей Миронов и Анатолий Папанов – и выразили основной смысл коллективизма: когда слишком много коллективного и слишком мало персонального, из этих коллективных масс выходят гении, которых, правда, совсем немного. То, как они вместе сыграли в «Двенадцати стульях», выше всяких человеческих оценок. Они много снимались и за ними было интересно наблюдать, их действительно любили люди.

И вот они оба умирают, один за другим, как будто бы без причин, а им бы жить и жить и играть, что они на глазах у всех делали божественно, совершенно… Это был серьёзный удар. Это как весть о том, что холодная война проиграна. Это была будущая весть, ведь настоящее не могло уже держаться так, как раньше, при таких потерях, которые никем и ничем не восполнить. Кино для восьмидесятых – это важнейшее из искусств, это даже религия, это образ для жизни, предмет мыслей и чувств, вселенная и часть жизни… И вот она как будто бы расстреляна. И остаётся лишь подумать: что же будет дальше? А дальше – разрушение, или ничего.

Сергей Никифоров, 2012

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>