УРСУЛА ЛЕ ГУИН. ОБДЕЛЁННЫЕ. РЕАЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА

На Анарресе была децентрализация, федеративная система, синдикаты, тщательная экономия, недопущение излишеств… Однако существовало фактическое (немного сглаженное дополнительными к своей профессии занятиями) разделение труда. В производственном и техническом отношениях Анаррес находился на более низком уровне развития, чем Уррас, чему причиной были как природно-климатические (в целом Анаррес представлял собой планету-пустыню, где не водились даже животные, только какие-то черви и рыбы), так и изоляционные факторы. Играло роль и население: на Анарресе проживало двадцать миллионов человек, на Уррасе — миллиарды…

Но основной причиной низкой производительности труда было то, что люди постоянно менялись на тяжёлых или вредных работах (ведь при подобной постоянной работе можно было через несколько лет стать инвалидом). Работу выполняли добровольно. Человек приходил в РРС — управление распределения рабочей силы — и говорил: мне хочется делать то-то и то-то. И ему говорили, где есть подобная работа. Работали, как правило, в бригадах по пять-семь часов в день, выходных дней было два-четыре за десятидневку. Почему вообще люди соглашались выполнять тяжёлые или вредные работы? Чтобы разнообразить свою жизнь, ведь как приятно отвлечься от своего основного вида деятельности и попробовать нечто новое… «И потом, дух соревнования», подстёгиваемый личным удовольствием и уважением соседей. Ну а если кто-то не хочет работать совсем («нучниби»), его могут избить или выгнать из общества…

Общество было небогатым, потому что жизнь была тяжёлой. Не было развлечений; была работа и скромная еда два раза в день. Люди жили сообща – в бараках (общежитиях); в социуме уединение допускалось только для партнёрских отношений (то есть отношений между мужчиной и женщиной). Если же человек был просто необщителен, ему предоставлялась полная свобода жить уединённо, но, так как для общества это было не экономично, — только вне общества…

Есть люди, что называют роман «Обделённые» анархической утопией. Это не так. Потому что утопия говорит о том, чего быть не может, или что хотелось бы видеть, но невозможно по социальным, а может быть, и психологическим (ментальным) причинам. Но разве невозможно то, что описала Урсула Ле Гуин? Разве такое общество, где не так всё хорошо, но и не так плохо, не могло бы существовать когда-либо и где-либо? Очевидно, могло бы. Очевидно, то состояние общества, которое отвергло, наконец, тиранию и пожелало жить свободно, насколько это возможно, уже знакомо по истории – по тем коммунам и организациям, которые существовали – и продолжают существовать поныне – на Земле. Очевидно, построить такое общество «за стеной», вдали от разврата и дикости государств, гораздо легче и вероятнее, нежели рядом с этими источниками всего дурного и низкого, несвободного, несправедливого.

Анаррес нисколько не утопия, а реальный, вместе с тем классический, анархизм. Он не надуман, а взят из жизни. Он живой, а не формульно-искусственный. Конечно, этот анархизм коллективистский – ведь, как говорил Михаил Бакунин, разрыв естественных общественных связей – дело более трудное, нежели дело справедливого бунта против неестественности государства, построившего общество по иерархии, когда меньшинство обеспечено и находится у власти, а большинство бедствует и вынуждено выполнять работу, которая ему не нужна.

А возможно ли вообще восстание против общества, против любого общества? Это вряд ли. Это возможно среди отдельных личностей, которые, как Макс Штирнер, увидели в себе Единственного, которого невозможно ничем ограничить – в том числе абстрактным обществом. Но ведь в обществе штирнерианцев, право слово, не много. Кропоткин и Бакунин гораздо ближе. А Мюррей Букчин актуальнее всего. Урсула Ле Гуин написала книгу о реальности общества, которая, естественно, не без недостатков, но с самым дорогим, что существует на свете, — со свободой.

Сергей Никифоров, 2012

Страницы: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>