Времена меняются? Да, невозможно утверждать, что ничего не изменилось с тех пор, когда писался «Архипелаг ГУЛАГ», с того времени, когда всех сажали, когда сажали просто так — чтобы выполнить план, чтобы посадить. Если ты преподаватель вуза и не цитируешь Ленина, Маркса и Сталина — сажают. Если фамилия подозрительная — сажают. Если приехал из заграницы — а вдруг шпион! — сажают. Если нечаянно расписался на газете на лике вождя — сажают. Если пожаловался о том, что зерно не получаешь — сажают… А ведь были не только политические, а еще и бытовые. Сажали, например, за производственные прогулы. Сажали за сворованный огурец. Сажали за то, что ранее сидели! Самое же поразительное: по мере выхода новых указов, сажали именно по ним. Например вышел указ о самогоноварении, — сразу появились миллионы самогонщиков. И так далее! Всех сажали…
А что же потом, что в настоящем, что в будущем? Потом была перестройка и крушение советской страны, в «лихие девяностые» выжить было трудно, и повсюду действительно был криминал, и уже мало кого сажали ажно за убийства, планы были отменены, царил хаос… Но прошёл какой-нибудь десяток лет, пришла другая власть — притом очень хитрая и помешанная на коррупции власть — возник так называемый порядок. А какой может быть порядок при подобной власти? Порядок полный: власть «берёт столько, сколько может», а народ опять загнан в «план», опять один должен сажать другого, чтобы показывать свою работу, чтобы деньги не зря получать!
Страшно помыслить, что будет дальше, в какую бездну уйдёт бывшая советская, нынешняя российская страна. Может быть, она развалится, как Советский Союз, и тогда не будут сажать? По неофициальным данным — а официальные правду не скажут, им нельзя доверять — численность населения Концлагеря примерно сто тридцать миллионов человек, из них чиновников, политиков, клерков, инспекторов и других паразитов — паразитов, потому что живут за чужой счёт — около ста миллионов, около ста миллионов на сегодняшний день! Что же будет дальше, при том что количество паразитов постоянно растёт?
Ничего похожего не было во времена, когда Солженицын писал «Архипелаг ГУЛАГ». Всё-таки существовали не только чиновники, чекисты и тюрьмы, но и работники трудились — был рабочий класс! Но поскольку трудились в то время не так, как сейчас, — боролись за идею, стремились доказать превосходство советского строя, — и в то время были другие законы, негуманные, нещадящие законы, а люди были запуганы, — планы выполняли, а во многих случаях — перевыполняли! Паразитов-чиновников или паразитов-чекистов не было в таком безумном количестве, как в настоящие деморализованные времена, но у них было больше прав, они обладали практически полной властью над простым человеком. В советские времена люди были дисциплинированы, их не так-то легко можно было «раскусить». Но надо же кого-то отправлять в «Архипелаг ГУЛАГ»! Не зря же он существует!
Как проходило следствие? Обычно следователи не утомляли себя распутыванием преступления. Наган на стол и — «рассказывай, сам знаешь!». Чтобы рассказывали, — не давали спать, в лицо направлялись автомобильные фары, поджаривали в камере. А после — живо подписывай протокол! Словом, «раз надо обвинить во что бы то ни стало — значит неизбежны угрозы, насилия, и пытки, и чем фантастичнее обвинение, тем жесточе должно быть следствие, чтобы вынудить признание… Духовно-нравственных преград, которые могли бы удержать Органы от пыток не было никогда. В первые послереволюционные годы в «Еженедельнике ВЧК», «Красном мече» и «Красном терроре» открыто дискутировалась применимость пыток с точки зрения марксизма».
Тогда было зверское время, наверное, стоит думать, мало кто из нынешних людей хотел бы оказаться в той мясорубке и пожить там хотя бы несколько лет, — если бы была подходящая возможность! Но пока машина времени не появилась, а если она и появится когда-нибудь, то лишь очень рисковый человек пожелает оказаться в то время и в той стране, где буквально перемалывали людей в лагерях, где уж точно уготовано что-то ужасное для тебя! Настоящее время далеко не так брутально, но оно сходно с тем, что также далеко от идеала. Потеря духовности, потеря нравственности всеми членами общества, всем обществом в целом, не могут оставить равнодушным, ибо эти основополагающие опоры скрепляют всех, всё общество, каждого его члена. А если этого нет, если всё потеряно — то нет и общества, нет его членов, нет и страны — а то, что существует, это видимость. Подует ветерок — и всё рассыпется.
Сергей Никифоров, 2011
Снова в восторге от прочитанного!
Спасибо автору.