2.2. Принцип свободы и ее основные черты
Понимание принципа свободы Михаилом Бакуниным основывается на его общефилософских воззрениях относительно естественной природы человека.
По Бакунину, свобода — не только право, но и долг. Человеческое предназначение — быть свободным. Весь смысл истории свидетельствует о длительном и постепенном восхождении людей к свободе. Принцип свободы, или единственный моральный закон, состоит в том, чтобы личность была свободной, уважала, любила свободу и в то же время помогала другим освобождаться.
Принцип свободы — это единственная основа всякой организации, в частности, политической. Организация, которая требует установления регламентирующей власти какого бы то ни было характера, является чуждой принципу свободы1.
Только свободой можно победить животное начало в человеке, — утверждает М. А. Бакунин. Авторитет и власть же, наоборот, только способствуют развитию «животности».
Порядок в обществе также не может следовать из ограничения свободы индивидов, то есть исходить от власти и авторитета. Порядок необходимо вытекает из развития свободы. Вне ее не существует добра, потому что «свобода является источником и абсолютным условием всякого добра … ведь добро — это не что иное, как свобода»2.
Подобная посылка проповедника анархии казалась неверной и опасной русскому религиозному философу И. А. Ильину3. Признавая, что «человек власти» совершает действия «явно расходящиеся с его собственным идеалом святости и совершенства», он, тем не менее, постулирует их необходимость. Раз есть зло, должно быть сопротивление злу, — делает нехитрый вывод Ильин. Но это сопротивление само не является злом, а всего лишь «духовным компромиссом» со своей совестью. Ничуть не постыдно решать и приказывать, арестовывать и приговаривать, в конце концов, даже расстреливать. Главное, чтобы был «чистый мотив борьбы», а тогда уж можно пресекать злодеяния без всякого страха и упрека4.
Весь ужас последствий решения одних людей за других того, что есть добро, а что — зло, глубоко исследовал и чрезвычайно ясно показал другой русский философ и писатель — Федор Достоевский. Сопротивляясь злу, истребляя его (убивая паразитирующую старуху-процентщицу) человек (Раскольников) истребляет свою личность, убивает самого себя. Решение антиномии свободы состоит не в лишении людей свободы на основании их слабости и неспособности к ней, а тем более не в необходимости быть высшей судией, полагая, что все дозволено, а в открытии пускай в самых «злых» людях их безусловной ценности5. Бакунин как бы развивает этот тезис дальше, рассматривая свободу каждого как утверждение свободы всех6. В этом смысле любая привилегия в обществе, даже привилегия хотя бы одного человека, даже собственная привилегия, — ограничивает и отрицает свободу личности. «Всякое посягательство на свободу отдельного индивида, а тем более нации, есть покушение на мое право и на мое человеческое естество»7 — справедливо замечает Бакунин, критикуя далее конституционное право, декларирующее равенство в правах перед законом, которое в действительности, по мнению Михаила Бакунина, представляет собой лишь фикцию, наряду с чудовищным фактическим неравенством.
Думается, с такой характеристикой правовых норм конституционного права стоит согласиться, так как и сегодня можно увидеть несоответствие многих декларируемых положений реальному положению вещей. В качестве примера можно привести ст. 19 Основного Закона Российской Федерации, гласящую о том, что все равны перед законом и судом независимо ни от каких обстоятельств, а государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Однако уже закрепленные в федеральных законодательных актах нормы, устанавливающие депутатскую неприкосновенность и судебный иммунитет отдельных категорий граждан, свидетельствуют о фиктивности вышеприведенной статьи Конституции.
Вернусь к основным характерным чертам свободы в учении М. А. Бакунина. Обобщив вышесказанное, постараюсь кратко их сформулировать. 1) свобода — это утверждение и развитие человечности в человеке. 2) свобода — это основание порядка в обществе. 3) свобода — это взаимосвязь между равными людьми8.
Последнюю из этих черт необходимо рассмотреть подробнее, так как она показывает наиболее существенное отличие понятия свободы от понятия власти.
П р и м е ч а н и я
1 См.: Михаил Александрович Бакунин. Указ. соч. — С. 268-269. См. также: Бакунин М. А. Анархия и порядок. — С. 176.
2 См.: Михаил Александрович Бакунин. Указ. соч. — С. 270-271. См. также: Бакунин М. А. Анархия и порядок.- С. 274-275.
3 См.: Ильин И. А. О сопротивлении злу силой // Ильин И. А. Собр. соч. в 10 т. Т. 5. Сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы. — М., 1995. С. 267.
4 См.: Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Ильин И. А. Указ. соч. T 5. С. 212-220.
5 О воззрениях Ф. М. Достоевского см.: Владыкина Е. Ф. и др. История русской философии XIX — XX веков. — Киров, 1998. — С. 47-48, 50.
6 См.: Михаил Александрович Бакунин. Указ. соч. — С. 268, 272, 271.
7 Там же. — С. 271, 273.
8 См.: Михаил Александрович Бакунин. Указ. соч. — С. 273.