Знакома ли вам современная литература? Не литература досуговая, развлекательная, а настоящая, сравнимая с известной и признанной классикой? Не так-то легко разобраться в огромном количестве выпускаемой сегодня литературной продукции. А если вы заглянете в интернет и попытаетесь найти что-то значительное из современной литературы, вы столкнетесь с таким потоком информации, с таким количеством произведений и авторов, что возможность выбора будет подобна поиску незаметной иголки в огромном стоге литературного хлама.
Впрочем, литература и хлам – понятия почти не совместимые, но качество и количество всегда спорят друг с другом, и качество, конечно же, побеждает в этом споре, а спор, как известно, разрешает справедливое время.
Писатели и поэты, которых выбрало время, становятся классиками, на которых ориентируются, которым подражают, в стиле которых работают. Но получается, как правило, несколько вторично и не свежо. Все же хочется читать что-то новое и непохожее на литературу известную и тысячу раз процитированную: ведь она создана в прошлом, она повествует о прошлом, а хочется жить настоящим.
Конечно, до сих пор интересны русские классики – и Достоевский, и Толстой, и Чехов, и Лесков, и Лермонтов, и их много, и что бы там ни говорили, они не умрут, они останутся, их будут читать, будут изучать, потому что они нужны и являются частью русской и мировой культуры. И в то же время культура не может стоять на месте, она должна развиваться, чтобы не превратиться в формальность и не надоесть.
Ни в коем случае нельзя сказать, что культура должна развиваться в каком-то определенном направлении. Культура – это живая сущность, которая развивается самостоятельно. Как сказал известный мыслитель: «Всякие правила насчет того, что следует читать, а что не следует, попросту нелепы. Современная культура больше чем наполовину зиждется на том, чего читать не следует». Эти слова были сказаны в XIX веке англичанином Оскаром Уайльдом. Разве что-то изменилось с тех пор?
Культура имеет свойство принимать все, но оставлять меньшинство. И здесь культуре оказывает поддержку время. Чем больше времени проходит, тем яснее становится понимание, что есть настоящая культура, а что только кажущаяся, возникшая под влиянием моды, условностей или определенного круга идей. Настоящая культура вне моды и конкретных условностей, она говорит о глобальном и вечном. Литература как огромный и значительный пласт культуры уходит глубокими корнями в прошлое, а те веточки и листики, которые появляются на дереве в большом количестве, вдруг засыхают и отламываются, не оставив после себя и следа. Единицы остаются, литературное дерево продолжает жить, но живет оно своей особенной жизнью, и та литература, которая на нем вырастает и не исчезает, — та литература есть настоящая.
Современная литература, о которой много говорят и которая популярна, за редким исключением, литература ненастоящая. Останется Солженицын, останется Умберто Эко, но они далеко не самые цитируемые и популярные. Далеко им до Дэна Брауна и Дарьи Донцовой, которые ставят рекорды по выпуску книг и количеству читателей, но в то же время не являются настоящими писателями, а их книги – не являются настоящей литературой. Есть удачное слово – журналистика. Как раз оно подходит для подобных книг. Как сказал все тот же известный классик: «В чем состоит разница между журналистикой и литературой? Журналистику не следует читать, а литературу не читают». Оскар Уайльд жил в XIX веке, но как же точно он заметил о веке нынешнем!
Так что же следует читать, когда так много журналистики, так много книг, так много авторов, но так мало настоящей литературы? Ответ может показаться странным, но он должен быть логичен: ничего. Не надо читать абы что – уж лучше ничего. Уж лучше не читать ничего, чем читать ненужное и не полезное. А если есть возможность разобраться в современной литературе и найти нечто незаметное и запрятанное куда-то глубоко, но вполне достойное и претендующее на то, чтобы не исчезнуть с литературного дерева, остаться в культуре и со временем вырасти, — такую возможность не стоит упускать.
Сергей Никифоров, 2012