1. Общие предпосылки воззрений М. А. Бакунина
1.1. Сатана
О личности Михаила Бакунина рассказывали мифы и слагали легенды, писали публицистические статьи и сочиняли романы, «…трещали и плакали поленья, и дым шел коромыслом; наконец взвился огонь, и чиновники сами заплакали, стали плясать и корчиться: греть нечего, остались только кожа да кости, да и сгореть боятся»1 — восхищался огнем Бакунина Александр Блок. «Темную» завесу, скрывающую от посторонних глаз эту колоссальную «огненную» личность, я попробую приоткрыть, опираясь на последние теоретические и научные достижения, а также на описания современников.
Согласно своему соционическому типу, каждая личность воспринимает и реагирует на факты действительности определенным образом. Работы, посвященные жизни и деятельности М. А. Бакунина, анализу его воззрений, а также его собственные сочинения позволяют достаточно точно установить соционический тип великого революционера и мыслителя.
Широко известен знаменитый девиз Бакунина «Страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть!» Сильные, пламенные эмоции, творческое владение ими, глубокие и разнообразные переживания, умение загораться идеей2 и быть ей верным в течение всей жизни — это наиболее характерные черты носителей соционического типа этико-сенсорный экстраверт. Не вызывает ни малейших сомнений отнесение Михаила Бакунина именно к этому типу людей.
Этико-сенсорные экстраверты живут в мире эмоций и настроений, и им трудно их контролировать. Обладая радушием, добротой и сострадательностью, они отзывчивы и внимательны к людям. Хорошо разбираясь как в своих чувствах, так и в чувствах других людей, знают, когда они искренние, а когда нет. Очень не любят фальшь, равнодушие, грубость. Эти качества их сильно задевают, порой даже выводят из себя. Оценивают в людях естественность поведения и доброжелательность. Большое значение придают интересам коллектива; склонны высказывать прямо свое недовольство тем, кто стремятся жить за счет других. Если коллектив в смятении, нерешительности — могут проявить организаторские способности, вызвать энтузиазм и повести людей за собой. Умеют поднять настроение, воодушевить, расшевелить людей. Активны, энергичны и неутомимы, имеют необыкновенную жажду практической деятельности. Восприимчивы ко всему оригинальному и эстетическому. Обладая рациональным мышлением, обращают большое внимание на логичность идей, теорий. Увлекшись какой-либо идеей, могут с большой страстью и смелостью ее отстаивать. Ориентируются на реальную действительность, недоверчивы к оторванным от жизни теориям и идеям. Настроены на поддержку людей в конфликтных ситуациях. Не любят, когда других заставляют делать что-либо против их воли, стремятся встать на защиту справедливости, взять на себя роль защитника слабых. Оказывают сильное противодействие при посягательстве на свободу и самостоятельность. Уделяют большое внимание красоте и гармонии, очень ценят добрые человеческие отношения. Плохо ощущая ход времени, во многом наивно понимают скрытые общественные события. Ценнейшие качества этико-сенсорных экстравертов — добросовестность и трудолюбие3.
Кроме соционического типа, каждой личности присущ также тип политического сознания. По критерию положительного или отрицательного отношения к «системозамыкающим» структурам, «искуственным» и жестким установлениям, неизменным и принудительным методам регулирования общественной и частной жизни можно различать два основных противоположных типа политического сознания — «государственнический» и «либертарный»4.
Как один из ярчайших представителей «либертарного» типа политического сознания, Бакунин получил от своих современников и потомков множество высоких эпитетов: «великий бунтарь», «демон всемирного разрушения», «апостол анархии» и т. д.
Для «либертарного» типа политического сознания характерно представление о том, что только посредством абсолютной реализации интересов всех и каждого обеспечивается свобода, справедливость и счастье людей. Носителями этого типа сознания политическая власть, государственность воспринимаются и переживаются достаточно тяжело и негативно, так как вызывают чувства раздражения и дискомфорта. Их мироощущение предопределяет понимание ими процесса общественного развития как разнообразного множества взаимодействий, цельный и однозначный охват которых, в условиях действия различных и не одномерных факторов, в принципе, невозможен. Постоянно изменяющиеся интересы личности и общества не могут быть всецело и глубоко охвачены, удовлетворены и регламентированы неизменными политическими институтами, структурами. Поэтому представители «либертарного» типа политического сознания не склонны к поддержке государственной власти и ее деятельности. Отсюда — их стремление к неординарности, уклонению от включения себя в политическую действительность, ее «извращению», «хаосу» ради разрушения существующих «пределов допустимого», «порядка», как необходимость изменения политической системы общества5.