АРКАДИЙ И БОРИС СТРУГАЦКИЕ. ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ. КРУШЕНИЕ И НЕПОНЯТНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Братья Стругацкие не довели до конца повесть «Трудно быть богом», но, тем не менее, повесть эта вызвала широкий интерес и критику, когда она была опубликована впервые. А со временем стало понятно: это одна из лучших, если не лучшая вещь писателей-фантастов. Может быть, она привлекает некими внутренними противоречиями, которые отражены в повести, словно в зеркале, показывающем двойную жизнь: желания и возможности с одной стороны — и объективную ситуацию с другой? Может быть. Для арканарцев по крайней мере пришельцы не несли изменения глобального, изменения их судьбы. Жизнь в Арканаре не могла пойти по другому руслу. Хотя для здешнего люда земляне — боги или почти боги, потому что иногда тем приходилось прилюдно применять свою технику и вооружение, которыми, естественно, чрезвычайно впечатлялись аборигены. Да и не прилюдно земляне-коммунары имели не так уж мало «наворотов», как, например, Румата имел непробиваемую для стрел и копий рубашку и носил на голове рацию с камерой — которые, конечно, для «непосвящённого» выглядели просто обручем с камнем — через которую люди на Земле видели всё, что видел Румата… Но речь не о том.

Непонимающие законов Вселенной земляне, судя по всему, собрались установить коммунизм везде, где это возможно, где существуют люди, где существует жизнь. Троцкий может не волноваться о том, что мир может не увидеть такой террор, какой он невидывал, — ведь, в сущности, стремление установить везде один строй, одно мировоззрение, одно государство — это стремление опасное, тоталитарное, террористическое, предполагающее насилие над умами и душами разных, непохожих друг на друга людей. Но «Трудно быть богом» — произведение, написанное именно в подобных условиях: в условиях единственно возможного строя, единственно верного мировоззрения, единственно правильного государства. А в подобных условиях, скажем, диалектический материализм не может не быть идеологической основой произведения. И так оно есть! «Трудно быть богом» — плоть от плоти советского строя, но, надо признать, эта плоть уже давно начала подгнивать, когда повесть писалась, и так получилось — специально или нет — в повести присутствуют многочисленные ремарки-намёки на будущее крушение советского строя, а поскольку говорить прямо об этом было нельзя — эти ремарки-намёки настолько лёгкие, что почти незаметные. И только после Крушения эти, возможно, неосознанные самими писателями прозрения понимаются и могут быть правильно оценены…

Героям Стругацких было необходимо спасать учёных. Даже несмотря на непоколебимо тупые и уверенно создающие бездушных винтиков государства высокие и непререкаемые авторитеты Арканара, как, например, прокуратор Патриотической школы отец Кин, написавший глупую книгу о слепом поклонении государству («Умные нам не надобны. Надобны верные»), с которым беседует Румата. Даже несмотря на то, что у самих «спасателей» временами «сдают» нервы. Как, например, у Антона, с которым случается вспышка ярости на улице в присутствии штурмовиков. Наконец, даже несмотря на самое главное препятствие — традиции, правила стадности, освящённые веками, незыблемые, освобождающие «от необходимости думать и интересоваться». Ведь ситуация в Арканаре не столько дело рук короля и его министра дона Рэбы, сколько дело этих тупых традиций и правил!

Дон Рэба как первый злодей повести ищет, чтобы сгноить в тюрьме, первого добряка, лекаря Будаха, — Румата всё-таки просто герой, конечно же, не плохой, но находящийся не в такой сильной зависимости от миров добра и зла, как первые двое. Конечно же, поначалу дону Рэбе многое удаётся. Ещё до того, как столкнуться лицом к лицу с этим чудовищным злодеем, Румата пытается наводить справки о местонахождении Будаха… и одновременно занимается своими текущими обязанностями. Он навещает дону Окану, местную благородную, но недалёкую особу, которая от него просто без ума. Не теряя времени, Окана затаскивает его в свою спальню, но, несмотря на необходимость сделать это, — конечно, не для личного удовольствия, а только ради положительного результата эксперимента по спасению арканарского люда, — в последний момент отвращение Руматы к телесной грязи доны становится сильнее эксперимента. Он выбегает из спальни под аккомпанемент злых криков Оканы… В это невозможно поверить, что человек может быть настолько правильным, чтобы рассматривать совершение этого как необходимость или обязанность, — в этом случае уже человек не похож и на бога, потому что испытывает отвращение, а к отвращению боги, как блаженные и спокойные существа, отнюдь не склонны. Тогда получается, человек не стал ни богом, ни остался человеком, которого мы знаем. Но в то же время это и не робот. Получается, духовно это неоправданно, это непонятно что. А нужно ли кому непонятно что? Есть сомнения.

Сергей Никифоров, 2011

2 комментария: АРКАДИЙ И БОРИС СТРУГАЦКИЕ. ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ. КРУШЕНИЕ И НЕПОНЯТНЫЙ ЧЕЛОВЕК

  1. Сережкин Борис говорит:

    Да конечто же Стругацкие не до конца закончили свой роман . Но компьютерная фирма Burut CT из города Воронежа сделала попытку не скопировать сам рома, и не написать по нему сценарий . Эта компания выпустила коппьютерную ролевую игру , действие которой разворачивается через три года после того как оканчивается сам роман , там другой главный герой , однако те же самые персонажи , даже профессор Рудольф Сикорский есть , и постепенно к концу игры все встает на круги своя . Разработчики одноименной игры сделали свой вариант развитие событий . И на мой взгляд не плохой .

  2. Сережкин Борис говорит:

    Да и еще , не смотря на хороший сюжет : и то что сам герой игры наполовину землянин , на половину местный коренной житель туземной планеты , и то что в середине игры он узнает что на самом деле он предок отравленного барона Мусина , а сам он является Владимиром Мусиным по матери и землянином по отцу , и начинает мстить за своего предка , и то что в игре также присутствуют земляне , которые занимают высокие посты в разных королевствах планеты , и то , что наконец в игре присутствует самый весомый персонаж романа — Профессор Рудольф Сикорский .

    Однако окончание игры сами разработчики придумали три и все не очень хорошие , а именно конец происходит от выбранного вами решения в лаборатории высокоразвитой цивилизации странников , именно из за нее все беды с населением и людьми на планете , так как эта лаборатория контролирует развитие и прогресс всего население Цуринака . Однако из- за ее поражение неким местным планетным грибком , местная цивилизация стоит на месте и не развивается дальше . В данном случаи на уровне Средневековья .

    У главного героя три решения проблемы . Первое уничтожить лабораторию . В этом случаи цивилизация планеты Цуринака скатиться до первобытного состояния , земляне бросят эту планету и не будут ей помогать .

    Второе решение — это запустить не работающие системы лаборатории и поставить на программу регресса . В этом случаи за каких то три года на планете произойдут ярковыраженные социальные конфликты мятежи восстания революции , что приведет к приходу к власти тирана , который будет править железной рукой , здесь дается намек на главного героя . В этом случаи земляне тоже покинут планету и не станут вмешиватся .

    Третий вариант это включить не подключенные части лаборатории и поставить на программу прогресса . В этом случаи за какие то десятки лет , цивилицация наверстает упущенное и дойдет до уровня землян. В этом случаи земляне будут сотрудничать и дальше , некоторые даже захотят переселится на Цуринаку и жить там постоянно и наоборот . Однако этот контакт будет обоюдным и мирным до тех пор пока корабли Короля Тоца II не покажутся на орбите Земли . То есть война начнется .

    Так что , какие варианы окончания игры вы бы не выбрали везде присутствует негатив и подвох . На этом все .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>