АНТОН ЧЕХОВ. ВИШНЁВЫЙ САД. ГЛОБАЛЬНАЯ ПЬЕСА

Антон Чехов принадлежит к числу писателей остроумных и крайне интеллигентных. Современные Пелевины и Сорокины не имеют, кажется, даже сотой доли того джентльменского, исключительного воспитания, которое было присуще Чехову. Классик русской и мировой литературы, в отличие от сегодняшних выскочек, которым важны лишь деньги и слава, был человеком сострадательной души и честных правил, которые приходили к нему не откуда-то извне, не были ему навязаны, а составляли внутренний принцип и веру в добро человеческое.

Чехов не был человеком без недостатков, как и каждый из нас, он жил в несовершенном мире, но он верил, что мир можно улучшить, если человек будет обладать большей культурой, если он будет вежливым, мягким, уважительным. Это очень простые истины, и Чехов тут, конечно, не сделал никакого открытия. Важно то, что он на эти истины обращал пристальное внимание, он создал такие произведения, в которых эти истины являются главными, а не второстепенными. Поэтому он и стал классиком, поэтому он и отличается от сонма современных выскочек.

Его, пожалуй, самая известная пьеса до сих пор собирает полные залы в театрах Европы и Америки. Чехова ценят за комедию «Вишнёвый сад». Однако комедия почти не смешна, скорее она грустна, а смешна лишь эпизодически. Но она прекрасна! Может быть, это лучшая пьеса из существующих. Наверняка, найдутся люди, которые считают именно так. И действительно, пьеса не только прекрасна, она глобальна, она наполнена большим смыслом, да и не одним – в ней много смыслов.

Пьеса начинается с довольно необычного приезда помещицы Любови Андреевны с дочерью Анной и прислугой из Парижа в своё российское имение. Они долгое время жили там и не были в России. Рядом с домом — восхитительно цветущий вишнёвый сад. Один из встречающих помещицу — купец Лопахин, отец которого был крепостным в этом поместье, а он сам смог-таки выбиться, смог нажить богатство. А вот Любовь Андреевна стала бедной; ей пришлось продать дачу во Франции, она едва доехала в Россию, но она сорит оставшимися деньгами, не умеет она их беречь, хотя и так уж вся в долгах. И из-за долгов скоро должны пустить имение с молотка, продать его кому-то чужому. А Любовь Андреевна просто плачет от радости, что, приехав из-за границы, видит всё такое родное, она так рада и саду, и шкафикам в доме, и другим характерным чертам своего родового гнезда. Мысль о продаже имения, о его потере навсегда для неё ужасна, непонятна… Но у Любови Андреевны остаётся единственный шанс сохранить наследственную собственность, который ей любезно предлагает, обдумав ситуацию, Лопахин: разбить вишнёвый сад и землю на дачные участки и отдавать в аренду под дачи — это гарантирует доход, который покроет долги.

Шанс, предложенный купцом, — спасение имения, но какова же цена: нужно всё изменить, убрать, вырубить старый вишнёвый сад. А от такой цены Любовь Андреевна просто шарахается — она не готова её заплатить. Ведь её радость как раз и заключается в том, что в имении всё — особенно «изумительный сад» — сохраняется по-прежнему, напоминая о детстве, о чистоте. И не просто напоминая, а являясь как бы частью человека, — помещица говорит: «если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…»

Брат Любови Андреевны Гаев возбуждённо клянётся честью, что имение не будет продано; услышав слова дяди, Анна осыпает его комплиментами и со спокойной душой засыпает…

Скоро аукцион, а Любовь Андреевна ничего не решает со спасением имения, хотя Лопахин упоминал и уговаривал уже не раз… Деньги продолжают таять, уже и питаются все плохо, а Любовь Андреевна продолжает тратить оставшиеся деньги, почти не имея к тому оснований. Она вспоминает свою жизнь, как она уехала из имения, когда умер её сын, для того чтобы забыть об этом. Муж тоже умер, но появился новый, который обобрал её и бросил. Тогда и появилось желание вернуться назад — в Россию… И ведь это правильно, как можно заметить, — возвращаться к корням, возвращаться к себе домой, к своему настоящему счастью.

Ведь что такое денежный вопрос – разве это главный вопрос? Нет, никогда и нисколько он не может быть главным. По Чехову – самое главное, пожалуй, спокойствие, спокойствие в душе, счастье тем, что есть, а не чем-то выдуманным и убегающим. Последними и являются деньги. Ведь они выдуманы людьми и они постоянно заканчиваются; их невозможно держать, не беспокоясь о них постоянно. И это лишь один из смыслов глобальной пьесы – пьесы о человеческом счастье, о труде и о переменах, которых в жизни бывает так много, что порой хочется от них отдохнуть.

Сергей Никифоров, 2012

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>