Констант Ньивенхёйс родился в 1920 году в Амстердаме. С раннего детства он проявлял склонности к творчеству, много читал и играл на гитаре, скрипке и цимбале. Потом он пошел в школу для художников. Позже он стал участником известной группы «КоБрА». Он рисовал и играл почти ежедневно вплоть до своей смерти.
В начале 1950-х годов он провел семь лет с сыном во Франкфурте. Подготавливал свою выставку картин и каждое утро водил сына в школу. Дорога в школу проходила через руины. Огромные груды щебня. Некоторые районы города были сравнены с землей так, что проход через них был словно через обычные дороги… «Эссен, Бохум, Рурская область были далеко не в таком плохом состоянии, — вспоминал художник. — Франкфурт был неописуем … Это был сюрреалистический пейзаж, и он чрезвычайно вдохновлял меня. Когда вы идете по городским руинам, то, естественно, первое, о чем вы думаете, это о том, как он будет восстановлен. И потом, при восстановлении такого города, интересно, какой он будет — точно такой же, как до войны, или совсем другой. Таким образом, вы начинаете думать о том, как создается окружающая среда».
Констант был одним из главных создателей унитарного урбанизма и член группы ситуационистов. Ситуационисты – это была группа, образованная в 1957 году. Она объединила политических и художественных энтузиастов – объединила под идеями радикальных социальных изменений. Эти идеи базировались на теориях марксизма, анархизма и художественного авангарда ХХ века в объяснении своей теории современного капитализма как силы, превращающей – а лучше сказать, извращающей – всю общественную жизнь до глупого зрелища и недалеких игр.
Ситуационисты считают, что самое важное изменение, которое должно произойти, — это революция повседневной жизни. Конечная цель ситуационистов – это освобождение людей от всех видов социального угнетения.
Констант выпустил первый эскиз своего проекта (который позже стал «Новым Вавилоном») в 1949 году, однако его работы не выставлялись в течение 12 лет.
Самый известный член ситуационистов Ги Дебор первым ввел термин «Новый Вавилон» в 1959 году. Термин широко распространился, хотя Константа в связи с этим мало вспоминали.
Он никогда не чувствовал необходимости создания фактического здания. Это была просто идея. Он создал настоящую утопию. Впрочем, «Новый Вавилон» Константа представляет собой мегаструктуру, выполненную художником-гением, а это говорит о возможной перспективности такого проекта.
Сергей Никифоров / по материалам зарубежных СМИ