УРСУЛА ЛЕ ГУИН. ОБДЕЛЁННЫЕ. ПЛОХАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ

Пожалуй, современный человек смотрит на институт государства, как на изначальную данность, и, очевидно, у него не возникает мысли о нужности или ненужности этого «вечного» института. Однако государство, как и любое социальное установление, имеет своё начало – очевидно, имеет и свой конец. Но пока этот конец на горизонте не виден. И львиная доля настоящего положения, или, лучше так выразиться, обстоятельства – всего лишь следствие воспитания поколений, когда никому нигде не говорят, что нужно отменить государство, что оно вредно, что оно эксплуатирует и порабощает. Много чего не говорят – государству это не выгодно. Говорят только то, что «можно говорить». Так только, между людьми ходит ворчание, что, мол, чиновники зарвались, проворовались, что президент не думает о людях, что полиция не обеспечивает порядок и в таком же роде. Иногда появляются мнения, что власть, мол, антинародна – не вообще антинародна, а именно конкретная, данная власть зарвалась, и её поэтому необходимо поменять – необходимо, мол, выбрать другую власть, более справедливую к нуждам народа.

Обывательские мнения, обывательские разговоры. Значит, люди не понимают, какая она изнутри – власть. Можно ли судить о том, чего не понимаешь? Нужно разобраться. Бывают ли идеальные люди? А когда они оказываются в условиях, далёких от справедливости, честности, неподкупности? Разве можно выбрать справедливую власть? Не есть ли это утопия? Ведь власть государственная – психологическая, затягивающая яма для человека, который оказался, да и не просто оказался, а буквально пробился «на самый верх». Политика – грязное дело. А без политики не бывает власти. Тогда как это грязное и несправедливое может стать вдруг справедливым и заслуживающим доверия? Государство – по своему принципу эксплуататор. Не бывает государства без налогов и принуждения, без армии и тюрьмы. А если и бывает, то это не совсем государство – это полугосударство, это государство, управляемое другим государством, как, например, Ватикан. Это частный случай, который не меняет общую картину.

Картина не может быть радостной, когда люди унижены, ими помыкают, как неразумными животными, когда существуют границы и социальное неравенство, наконец, когда существует подобное воспитание, о котором можно сказать только то, что оно загоняет человека в рабство – и в самое страшное рабство на свете: это рабство духа, это рабство ума.

Урсула Ле Гуин как человек, избежавший этого рабства, как исключение из массового правила, создала впечатляющую книгу о свободе и несвободе, о справедливости и неравенстве, о людях будущего, часть из которых, конечно, выбрала свободу вместо рабства. Но другая часть осталась, другая часть по-прежнему эксплуатировалась и эксплуатировала, властвовала и подчинялась, жила в тюрьме и умирала в тюрьме.

В романе «Обделённые» доктор Шевек прибывает из Анарреса на Уррас, начинает свою новую жизнь. Но Уррас – далеко не Анаррес, ему некомфортно, он пугается этого чудовищного мира, ему он не интересен, ему он не нужен. Уррас – это целая планета, и на ней – не одно государство… Шевек находится в государстве А-Ио. Один из учёных уррасти предлагает Шевеку поехать в социалистическое государство Ту, чтобы посмотреть, что такое «настоящий социализм». Но Шевеку нет в этом нужды, он и сам знает, какой именно настоящий социализм; настоящий – он анархический. Более того, Шевек мечтает об анархической революции как раз в этом государстве.

Страницы: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>