Николай Некрасов не был поэтом без слабых мест, ещё современники отмечали его, порой, неизящную технику стихосложения. Однако сам Белинский восторженно отозвался о его стихотворении «В дороге», а уже позже он сочинил такие шедевры, как «Коробейники», «Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос» и, конечно же, поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо». Но если техника Некрасова порой неидеальна, то наполнение его поэм и стихотворений, заложенная в них глубина, настоящий народный дух, глобальный масштаб его творчества превосходят всякие стандарты, выделяются даже на фоне признанных и как будто поставленных выше всех поэтических шедевров Пушкина, Лермонтова, Есенина, Маяковского.
Среди поэм Николая Некрасова особое место занимает «Кому на Руси жить хорошо», поэт отдал ей многие годы своей жизни, и, хотя после её чтения остаётся ощущение того, что поэт не ответил на многие животрепещущие вопросы, а лишь их поставил, поэма поражает своей грандиозностью, своим великим замыслом и вниманием к нуждам простых людей, которым не хватает самого главного — счастья и свободы. «Кому на Руси жить хорошо» — поэма о народе, о крестьянах, простых людях, на чью долю выпали многочисленные страдания и которые рассказывают о своей жизни и своих мыслях со страниц поэмы.
А начинается поэма так: сошлись на столбовой дороге семь временнообязанных мужиков и поспорили о том, «Кому живется весело, Вольготно на Руси?» Один сказал: помещику, второй: чиновнику, третий: попу, четвёртый и пятый: купцу, шестой: боярину, седьмой: царю. Не сошлись мужики во мнениях. И тут один из мужиков поймал птенчика. Вившаяся недалеко пеночка сказала: отпустите, а я дам вам выкуп. Они отпустили, и им был дан выкуп: зарытая в землю под соснами коробочка, в которой скатерть самобранная, когда бы ни пожелаешь, она и накормит, и напоит! При таком обеспечении мужики обещали друг другу идти и искать истину, и домой не возвращаться, пока её не найдут.
Шли они, шли и встретили попа. Рассказал поп о своих проблемах, и вышло, что не так и хорошо ему живётся. Пошли они дальше. Пришли в село. Общались с крестьянами. Наконец встретили дьячка, потом солдата, которые оказались счастливыми людьми. Для дьячка счастье — в благодушестве, для солдата — что не убит, что жив. Затем подошёл к странникам счастливый крестьянин, для которого счастье простое — жевать хлебушек. Ещё один пришёл мужик, для которого счастье — в том, что он живой. Потом странники встретили помещика, который, скорее, раньше был несчастен, но теперь понял, в чём счастье.
Страницы: 1 2