Волки продолжают терпеть беды от людей, когда они находятся на охоте, их волчат выкрадывает из норы жадный Базарбай. Люди — хуже, чем волки. Нет, волки совсем не плохи, а люди — даже не звери, они намного хуже: это настоящие монстры, уничтожающие окружающее их бытие! Базарбай и Бостон конфликтуют из-за волчат, Базарбай — пьяница и скотина, а Бостон, напротив, порядочный и честный советский человек. Айтматов не отходит от корней соцреализма, он временами так же наивен и романтичен, как и «главные классики» пролетарского жанра. Но Айтматов не лидер, он, скорее всего, добротный последователь, а кондового соцреализма у него немного, всё его произведение — совсем не гимн советскому образу жизни, не восхваление марксистско-ленинских начал, а наполненное печалью от безысходности откровение…
Да, именно откровение, откровенность, открытость отличают Айтматова, который как бы говорит между строк, что не только прогресс, идеология и рабочий класс правят миром, — они лишь поверхностно, лишь потому, что так сложилось в головах вождей, правят, — по-настоящему миром управляют худшие наклонности, бандиты, наркоманы, пьяницы, воры, убийцы. На них идеология не распространяется? О них можно только сожалеть, но они есть, и есть в огромном количестве, и как дальше жить, какой может быть прогресс с подобным тормозом, который всё лучшее извратит настолько, что за голову схватишься и поймёшь: будущего с людьми-негодяями не будет. Будет ложь и будет тьма. Будут неизмеримые несчастья и бедствия.
Обезумевшие волки рыскают по окрестностям, округу оглашает жуткий волчий вой. Не находят себе покоя Акбара и Ташчайнар, оплакивают своих волчат, в третий уже раз уничтоженных ненавистными людьми. И волки начинают мстить: они нападают на домашний скот — Бостон должен защитить своих овец, он залегает с ружьём в засаде, ему удаётся пристрелить Ташчайнара, но не Акбару — она уходит невредимой. А ведь она мать волчат, она ещё будет мстить! Если бы он знал, глупый человек, что, оставив её в живых, промахнувшись, он подписал смертный приговор своему драгоценному малышу — чудесному сынишке, дороже которого у него, всеконечно, в мире ничего нет! Он ещё подпишет смертный приговор и Базарбаю-негодяю, из-за которого у него такие беды… и, наверное, самому себе.
Акбара незаметно подходит к жилью Бостона — Бостона и его семьи. Ничего не подозревающие люди оставили малыша возле дома, пока сами занимаются своими хлопотами. Если бы они знали, как дорого это им обойдётся! Как будто ягнёнка, хватает Акбара малыша Бостона и уносит, и уносит от людей в горы, вперёд, без оглядки. Наконец-то волчица отомстила безжалостным людям! Бостон кидается за ней с ружьём, она бежит ещё быстрее, он стреляет сначала в воздух, потом прицеливается и — убивает вместе с волчицей своего дорогого сына! Мир перестаёт для Бостона существовать. Немой крик застывает в горле. Бостон ещё убьёт подлеца — Базарбая, но разве он этим изменит чудовищный мир? Так много в мире негодяев, так много, чересчур много зла! Айтматов вкладывает в уста своего героя прозрение, писатель может довести живым и жгучим произведением до слёз и до тоски, потому что роман его весь наполнен Чувством и Правдой, а это самое главное, и можно глаза закрыть на аляповатости и неточности. Его герой прозревает о том, что пришёл конец света. Ему открывается убийственная Правда, которая такова: «весь мир до сих пор заключался в нем самом и ему, этому миру, пришел конец».
Сергей Никифоров, 2011