Очевидно, принято считать, что пьеса «Жертвы долга» — далеко не самая сильная пьеса Эжена Ионеско. Она небольшая по объему и, в отличие от «Носорогов», не так широко представлена на огромных просторах интернета. Но всё-таки это значительная пьеса и хотя бы её название уже навевает целый ряд печально известных ассоциаций. Например, можно подумать, что человек, который работает пожарником и исполняет свой служебный долг, погибает при пожаре, становится жертвой долга. Или полицейский становится жертвой бандитов, которых он хочет приструнить, — примитивно, как в незатейливых, простеньких фильмах, они его убивают. Словом, можно много чего представить или припомнить. Но пьеса «Жертвы долга» не так примитивна; она абсурдна по своему сюжету и парадоксальна по смыслу, в этой небольшой пьесе заложено что-то большое и нетипичное.
Действующие лица пьесы — вроде бы мещане, но сразу же оказывается, что они вполне самостоятельно и нетипично мыслят. Разве может обыватель подметить, что человек стал нервозным, а раньше он был безмятежным? Имеется в виду человечество, а не конкретный человек, — обывателю чужды абстракции, никак их не касающиеся непосредственно. Шубберт, одно из действующих лиц, рассуждает об администрации и законах, углубляется в историю, говорит о театре, утверждает, что все пьесы — ни что иное, как детективы. Тут приходит Полицейский. Он оказывается скромным, вежливым и застенчивым молодым человеком. Он признаётся Шубберту, что тоже любит театр. Затем он узнаёт от Шубберта, что фамилия бывших квартиросъёмщиков — Маллот, и это делает его холодным и невежливым. Он садится на стул и закуривает. Достаёт из кармана фотографию и показывает Шубберту. Шубберт не совсем уверенно подтверждает, что на фото — Маллот. Этого достаточно Полицейскому, чтобы стать раздражённым, нервным, разнузданным.
Полицейский приказывает Шубберту найти Маллота. Шубберт повинуется, он перебирает воспоминания. Здесь появляется Николай Вто-Рой. Полицейский недоволен появлением Николая. Он заставляет Шубберта жевать жёсткую, дубовую кору. В то же время Полицейский и Николай Вто-Рой обсуждают театр. Шубберт уже задыхается от чёрствой еды, но Полицейский неумолим — он заставляет Шубберта продолжать жевать корку. В их отношения вмешивается Николай Вто-Рой, Полицейский ищет оправдания своему поведению, говоря, что только выполняет свой долг. Но Николай Вто-Рой становится агрессивнее. Вдобавок он вынимает очень большой нож. Можно понять испуг Полицейского, который орёт: «На помощь!»
Нет, ему никто не приходит на помощь, — да, другие не одобряют действия убийцы, - его убивает ножом Николай Вто-Рой. Но потом говорит загадочные слова о том, что смерть Полицейского не напрасна, что он ему поможет. А потом все начинают жевать чёрствую корку, они заставляют друг друга жевать эту корку… Очень драматичная пьеса с глубоким и парадоксальным смыслом, который можно выразить, как борьбу интересов, борьбу инстинктов людей, каждый из которых стремится к своей выгоде, но оказывается лишь с корой в зубах. Это была бы литература небытия, если бы лейтмотив пьесы был сосредоточен на внутренней борьбе действующих лиц, на их бесконечных и бесполезных устремлениях, на их пороках, на их неизбывных жертвах — жертвах долга, который они приобрели, а потом которыми стали.
Сергей Никифоров, 2011