СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В ДОКТРИНЕ М. А. БАКУНИНА / I. ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВАНИЯ ЛИБЕРТАРНОЙ ДОКТРИНЫ БАКУНИНА

Все эти предпосылки и определили общие положения его учения, которые, в свою очередь, стали философскими основаниями его либертарной доктрины, и которые можно лаконично сформулировать как принцип свободы и принцип власти (авторитета).


П р и м е ч а н и я

1 Современные исследователи доктрины русского теоретика анархизма Талеров П. И. и Гарявин А. Н. справедливо пишут о том, что Бакунин считал необходимым нравственное воспитание людей, но «на основе человеческого, а не обожествленного» (см.: Талеров П. И., Гарявин А. Н. Классики российского анархизма о проблемах воспитания будущего поколения // Образование и просвещение в истории России. Сборник научных трудов. – СПб.: Нестор, 1998. – C. 120-129). Ниже я подробно остановлюсь на понимании М. А. Бакуниным как «человеческого», так и «обожествленного». Замечу только, что нравственность, как уважение к человеку в представлениях Бакунина выступает аксиомой, которую нельзя нарушить ни при каких условиях, ни в малейшей степени (см., напр.: Бакунин М. А. Анархия и порядок. — С. 256-257). — С. Н.

2 См.: Пирумова Н. М. Социальная доктрина М. А. Бакунина. — М.: «Наука», 1990. — С. 24, 27-28; Пустарнаков В. Ф. М. А. Бакунин как философ // Михаил Александрович Бакунин. Указ. соч. С. 9-10; Артемов В. М. Поиски путей к свободе и образование (опыт осмысления практически-нравственной ориентации русской философии: М. А. Бакунин) // Памяти М. А. Бакунина. — М.: Институт экономики РАН, 2000. С. 186-1 88.

3 См.: Пирумова Н. М. Социальная доктрина М. А. Бакунина. — С. 28.

4 См.: Зеньковский В. В. История русской философии. Глава V. Гегельянские кружки. H. В. Станкевич, М. А. Бакунин, В. Г. Белинский. — Париж, YMCA-PRESS, 1948.

5 См.: Пирумова Н. М. Социальная доктрина М. А. Бакунина. — С. 122, 123.

6 См., напр.: Зильберман И. Б. Указ. соч. — С. 18, 29, 31; Графский В. Г. Бакунин. — М.: «Юридическая литература», 1985. — С. 34; Бокучава Г. Политическая философия М. А. Бакунина и современность. — М.: Диалог-МГУ, 1999. — С. 17.

7 См.: Пирумова Н. М. Социальная доктрина М. А. Бакунина. — С. 124. Вот что пишет один из наиболее серьезных ученых-бакуниноведов Борисенок Ю. А.: «Прочно укоренившаяся в литературе традиция «лепить» анархиста Бакунина из обрывков идей В. Годвина, К. Шмидта (Макса Штирнера), Прудона и проч. решительно опровергается всем наследием Бакунина…» (см.: Борисенок Ю. А. Михаил Бакунин и «польская интрига»: 1840-е годы. -М.: РОССПЭН, 2001 — С. 64). — С. Н.

8 Именно так называет сам себя Бакунин в работе «Парижская Коммуна и понятие о государственности» (см.: Бакунин М.А. Избр. соч. T. IV. — Пб.,- М.: 1920. — С. 249-250). Вообще, фанатизм, религиозность очень свойственны раннему Бакунину, да и в период «зрелости» философ частенько «грешил» вполне религиозными высказываниями. Не зря Зеньковский В. В. в своей «Истории русской философии» подмечает наличие у Михаила Бакунина религиозной фразеологии, множества мистических высказываний и их определенные параллели со средневековой «спекулятивной мистикой» (см.: Зеньковский В. В. Указ. соч.). Сам Бакунин не раз повторял, что религию божества необходимо заменить религией человечества (см., напр.: Бакунин М. А. Анархия и порядок. — С. 241; 302). И здесь весьма поучительно вспомнить автора «Единственного» — Макса Штирнера, который предупреждал: не нужно «гнаться» за очередным «призраком». Осознать в себе человека — вот задача. Фанатичное же служение идее человека (как и идеям свободы, нравственности, государства) приведет лишь к самоотречению, к отказу человека от своего Я. (См.: Никифоров С. В. Макс Штирнер. Последовательное отрицание отрицания или абсолютное утверждение утверждения // Анархический вестник. 1999. № 2. Июнь-авг.) — С. H.

9 См.: Пирумова Н. М. Социальная доктрина М. А. Бакунина. — С. 128-129.

10 Там же. — С. 131.

← Вернуться назад                                                                                     Читать далее →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>