СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В ДОКТРИНЕ М. А. БАКУНИНА / I. ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВАНИЯ ЛИБЕРТАРНОЙ ДОКТРИНЫ БАКУНИНА

В январе 1850 года Высший апелляционный суд Саксонии утверждает смертный приговор Михаилу Бакунину и двум его товарищам. Но вскоре решением короля смертная казнь Бакунину, Реккелю и Гейбнеру заменяется пожизненным заключением. Уже новое следствие — австрийское — в мае 1851 года снова приговаривает Бакунина к смертной казни, которая снова заменяется пожизненным заключением. Наконец, «опасный преступник» передается русским властям. В России он отбывает наказание сначала в Петропавловской, а затем в Шлиссельбургской крепости. В камере по предложению царя М. А. Бакунин пишет свою «Исповедь», по словам самого Бакунина, «нечто вроде Diehtung und Wahrheit» (Вымысел и правда).

Весной 1857 года духовно и физически разбитого 43-летнего Бакунина ссылают в Сибирь на поселение. Через три года бесплодных ходатайств перед царем, уверившись окончательно в невозможности возвращения в Россию, Бакунин решает совершить вызывающий побег.

В декабре 1861 года «беглец» появляется в Лондоне. Быстро освоившись в кругу европейской демократии, он опять принимается за старое — пишет теоретические статьи, ведет практическую революционную деятельность. В это время одним из важнейших его дел становится организация перевозок изданий «Вольной русской типографии» в Россию. Совместно с Герценом и Огаревым Бакунин издает «Колокол». Его взгляды становятся все более и более радикальными, либертарными.

Вскоре Михаил Бакунин становится членом организации «Земля и воля». Потеряв надежду на участие в польском восстании, Бакунин, рассчитывая возбудить финское движение, направляется в Швецию. Затем он едет в Италию, где занимается налаживанием связей итальянцев со славянами. Обосновавшись во Флоренции, Бакунин сближается с масонами, среди которых пропагандирует свои революционные идеи (и даже пытается составить «франкмасонский катехизис»).

Через некоторое время М. А. Бакунин, наконец, формулирует в стройном и ясном виде свои уже однозначно антигосударственные воззрения в объемистой рукописи «Международное тайное общество освобождения человечества» (1864). Получив название Союза Социалистической Демократии, новое общество приступает к пропагандистской работе среди рабочих Флоренции и Неаполя.

В сентябре 1867 года Бакунин переезжает в Женеву. Он принимает участие в начавшемся в сентябре того же года пацифистком конгрессе. В качестве программного документа Лиги он пишет одно из важнейших своих сочинений «Федерализм, социализм и антитеологизм».

Вместе со своими сторонниками Бакунин основывает «Альянс социалистической демократии». Летом 1869 года отдельные секции «Альянса» вливаются в I Интернационал. Бурная деятельность Михаила Бакунина в этот период не знает пределов: он выступает перед большими аудиториями, занимается организацией пропагандистской кампании, пишет статьи, ведет легальную и тайную деятельность в Женевской секции Интернационала.

С целью организации вооруженного восстания Бакунин (в сентябре 1870 года) прибывает в революционную Францию, где становится активным участником лионских событий. После этого он возвращается в Швейцарию, и пишет работу «Кнуто-германская империя и социальная революция».

Учиненная Генеральным Советом Интернационала во главе с Карлом Марксом настоящая травля «утописта-анархиста» приводит к расколу Международного Товарищества. В это время среди революционной молодежи происходит активное распространение либертарных идей; особенно широко эти идеи распространяются в России, после появившейся в сентябре 1873 года книги М. А. Бакунина «Государственность и анархия». Русское народничество, прочитав Бакунина, идет в народ…

Поражение испанской революции, разногласия со своими соратниками, ужасное материальное состояние, неудачная подготовка к восстанию в Италии — все эти неприятности к концу жизни Бакунина серьезно поколебали его веру в возможность немедленной народной революции. Однако до конца своей жизни Михаил Бакунин оставался верен своим революционным убеждениям. В одном из своих последних писем он писал: «Я окончательно отказался от борьбы и проведу остаток дней моих в созерцании — не праздном, а, напротив, умственно очень действенном, которое, как я надеюсь, даст что-нибудь полезное»².

Умер Бакунин 1 июля 1876 года.


П р и м е ч а н и я

1 См.: Бакунин М. А. Собрание сочинений и писем / Под ред. и с прим. Ю. М. Стеклова. Т. 3. — М., 1935. — С.438.
2 Цит. по: Пирумова Н. М. Бакунин. — С. 386.

← Вернуться назад                                                                                     Читать далее →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>