Этот известнейший французский писатель завоевал признание практически с первой попытки, почти моментально, что само по себе как редкостное явление захватывает внимание. Когда он был совсем молодым человеком, его изданные стихотворения похвалил король Франции Людовик XVIII – не просто похвалил, а поддержал материально. За первым сборником поэзии последовали новые стихотворения, последовали романы, последовали драмы, — Виктор Гюго пошёл, а дальше побежал, и всего за несколько лет создал немало прекрасных произведений, — и вот на фоне этого великолепного начала вышел роман «Собор Парижской Богоматери».
Кажется, его читали или смотрели фильм по нему (фильм с несравненной Джиной Лоллобриджидой) очень многие. После издания этого – в полном смысле слова – романа, Виктор Гюго создал ещё немало известных и не очень произведений, но, пожалуй что, именно «Собор» остался наиболее значимым и, значит, читаемым романом. В 9-м классе школьники его проходят на уроке внеклассного чтения, а если такой, с позволения, стародедовский роман проходят в школе – значит, это серьёзная книга, над которой стоит подумать. Если, конечно, на это не было времени в школе.
Действие происходит во Франции в 1482 году. Во Дворце правосудия начинается театрализованное представление – мистерия. Но, едва начавшись, эта мистерия срывается из-за появления высших государственных чинов, а затем начавшейся игры – избрания шутовского папы. Как высший свет французского общества, так и нищие приветствуют отвратительного Квазимодо – звонаря Собора Парижской Богоматери и победителя идиотической игры, демонстрирующей нравы тогдашнего общества. Автор мистерии Пьер Гренгуар в печали приходит на Гревскую площадь, где видит невиданно прекрасную цыганку Эсмеральду, плясанием и представлениями со своей умной козочкой развлекающую толпу. Вечером того же дня Эсмеральду, по приказу своего приёмного отца, учёного архидьякона Клода Фролло, пытается похитить Квазимодо, но его хватает королевская стража под предводительством капитана Феба.
Тем временем Гренгуар на одной из пустынных улиц сталкивается с нищими калеками (точнее, псевдокалеками), он пытается от них скрыться, убежать, но вместо этого углубляется в их трущобы – оказывается на обширной площади и оглядывается. Господи, это Двор чудес! Здесь Пьер видит как бы отдельный мир – мир нищих и воров (на самом деле это просто более ярко выраженный современный больной социум). Король этого мира – жалкий парижский нищий Клопен Труйльфу приговаривает Пьера к повешению, но его неожиданно спасает оказавшаяся там (но только в роли обитательницы мира нищих) Эсмеральда.
Ничего не скажешь, романтика! Но дальше – снова о непрезентабельном Квазимодо. Вскоре Квазимодо судят. Глухой судья осуждает глухого звонаря – зрелище одновременно и смешное, и совершенно лицемерное, страшно, безумно жестокое, античеловеческое. Квазимодо, только потому, что он глух, приговаривают к кровавой публичной экзекуции – стеганью плетьми на площади. После этой унизительной и жесточайшей кары в Квазимодо ещё и летят из толпы камни и оскорбления, и лишь Эсмеральда подносит ему воды, а он в ответ плачет, возможно, первый раз в жизни. И показаны эти сцены, как и многие другие, Виктором Гюго настолько ярко и чувственно, что невозможно остаться самому глухим и слепым к происходящим ужасам в мире, как и невозможно внутренне не осудить действующих лиц романа — жалких ничтожеств, бессердечных, лицемерных и гнилых, абсолютно гнилых людей.
Кажется, лишь двое-трое людей в целом городе Париже неиспорчены окончательно, Эсмеральда, Квазимодо, — осталось в них что-то хорошее, прекрасное. И правда, Гюго нашёл то, что сближает времена. Как это ни прискорбно, в нашем мире картина не менее отвратительна, тоже лишь жалкие единицы пытаются сопротивляться и делать добро. И больше нет смысла об этом говорить, и так всё ясно.
Сергей Никифоров, 2012