Литература была во все времена динамична, и поэтому воздействовала на читательскую аудиторию, воспитывая в людях такие нравственные качества, как честность и любовь, стремление к познанию, благородство, творческие склонности. Во все времена литература, по сути, занималась одним и тем же – воспитанием человека, его нравственным совершенствованием, укреплением его духа. Огромное число писателей прошлого стремилось подвести читателя к самым важным в мире проблемам: проблеме выбора, проблеме познания, проблеме нового бытия. Литература всегда шла впереди жизни, но никогда не была оторвана от неё.
Да вот проблема в том, что жизнь развивается не так, как хотела бы литература, то есть как хотели бы писатели, литераторы, философы и поэты, которые пишут, чтобы поднять жизнь с коленок, чтобы дать человеку веру и знания, чтобы подтолкнуть к чему-то светлому и бесконечному. Возможно, не все об этом скажут, но это все очевидно. Жизнь развивается по своему плану, предначертанному не писательской, а более могущественной рукой. Все попытки изменить жизнь изданием книг, брошюр, прокламаций, газет, — все эти попытки неизменно терпят крах. Даже такие умы, как Ленин и Сталин, как Бакунин и Кропоткин, как все самые известные мыслители, ораторы, полководцы, словом, те люди, которые могли с помощью Слова подвигнуть огромную массу народа на что-то определенное, — все те люди имели успех только потому, что их Слово было в русле Судьбы народа, то есть в русле жизни.
Литература не хочет отрываться от действительности, это неоспоримый и важный факт. Фантастическая и мистическая литература пишут о действительности в определенном ракурсе: фантастика – скажем, в ракурсе будущего, мистика – к примеру, в ракурсе духовного видения. Так зачем же нужна литература? И как она поднимает с коленок жизнь, если, выходит, что она просто-напросто ее имитирует? Во-первых, литература нужна, потому что нам нужно прошлое, нужны сведения, которые передает литература. Сегодня их передает не только литература. Но то сегодня, а не вчера. Во-вторых, литература хотя и показывает действительность, жизнь, но делает это с обучением жизни, показывает и мораль, и смысл, и общую картину, которую не просто увидеть самостоятельно. Литература содержит в себе мудрость, потому что аккумулирует детали, кирпичики, разрозненные ходы жизни в единое целое, которое познается и становится бесценным опытом, который применяется в действительности, но которого, получается, не было в узком смысле. Было только о нем прочитано и усвоено.
Если перечислять все достоинства и функции литературы, получится весьма громоздко, придется писать что-то в духе диссертации или большой научной статьи. Но дело в том, что нельзя излишне восхвалять литературу: во-первых, она, как и любое явление мира, имеет и минусы, и надо умело их обходить, во-вторых, в ней нет нужды человеку некультурному, такой не видит литературу или заранее смотрит на нее как на что-то ненужное и бесполезное. Литература может пригодиться не для всех, а лишь для тех, кто жаждет знания, культуры, нравственности и мудрости. Можно ли подвигнуть целый мир на подобные устремления? Это вряд ли, так думать было бы излишне наивно. Литература не может стать путеводной звездой для масс, по крайней мере сегодня. Да и массовость – это противоречие для культуры.
Для нашего времени характерно не знание, а слухи и непроверенные утверждения, не культура, а массовая индустрия, не литература, а журналистика. Политика сегодня занимается вещами, далекими от настоящей культуры, от духовного воспитания личности, от морального и нравственного совершенства. Та культура, которую пропагандируют по телевидению и которая считается традиционной, — в основе своей массовая, а значит не воспитывающая личность, не дающая ей все то, что могла бы дать культура настоящая, культура, которая, конечно же, не массовая, рассчитанная на понимание и размышление, а не на массовый восторг и рукоплескание. Культура – это не то слово для современного мира. Литература в современном мире — как гадкий белый лебедь, которого или клюют – в лучшем случае, — или и вовсе не видят – в случае наихудшем.
Сергей Никифоров, 2013