Слушай, приятель, не читал ли ты что-нибудь на злобу дня? Ну, о нашей с тобой жизни, прямо скажем, не очень-то приятной жизни? Нет? Ничего стоящего или вообще ничего, ну, тогда возьми небольшой рассказ «Гамба», это про нашу жизнь, про наш ад. Впрочем, об аде ещё впереди, об аде и грязи. Неприятные темы, что делать, но посмотри вокруг: у тебя впечатления лучше?
Да, может быть, у тебя «белая полоса», или праздник, или ты просто глух и слеп. Но ты ведь что-то чувствуешь, у тебя ведь есть душа? Всё бывает. Всё бывает неплохо. И если сейчас у тебя приподнятое настроение, оно может испортиться оттого, что на злобу дня и написано. О чём написано. Но что делать, жизнь чрезвычайно тяжела. Неподьёмна. Ужасна. Бесперспективна.
Так вот, небольшой рассказ написал Томас Гунциг, впрочем, нельзя найти рассказ оригинальным или сильно талантливым, а автора выделяющимся среди других. Автор как автор, рассказ как рассказ. Но темы, безусловно, неизбиты, могут быть названы краеугольными в сегодняшней жизни.
Почти все ходят на работу. У многих есть семьи. У многих – дети. Но есть условности. Есть много чего, что не нравится. Это те же самые условности, которые описывал Висенте Бласко Ибаньес в оригинальном романе «Мёртвые повелевают». А также – это другие условности, придуманные или сложившиеся под влиянием обстоятельств, психологии определённого круга людей, иных факторов. Всё это мешает жить – это мягко сказано. Можно ли вообще так жить? С трудом представимо.
Но вот одна из историй, наводящая на некоторые мысли. Та самая, что называется «Гамба». Сюжет не представляется изысканным. У папы и мамы родился ребёнок. Папа обладал некоторым даром предвидения, ибо надеялся, что будущий ребёнок появится на свет мёртвым. Но, к сожалению, ребёнок появился живым, и папе это не понравилось, ибо ребёнок оказался гамбой – что значит креветкой. Кому же понравится, когда рождается креветка? Только креветкам, пожалуй что. И, на удивление, Магали – маме ребёнка.
Ребёнок как ребёнок – сын, которого надо любить. И мама, Магали, любит. А папа – папа старается выглядеть счастливым; устанавливает в детской заместо кроватки аквариум с солёной водой; даже целует своего сына – креветку – в сероватый панцирь; а потом уходит на работу – нет, не уходит, а спасается. Именно так: он спасается от креветки на работе.
Так проходит год. На работе приходится терпеть директора по продажам и представительницу заказчика. И тут Магали с сыном уходит от папы, совершенно неожиданно, но предполагается раздельная опека несовершеннолетнего. Магали приносит сына в пластмассовом контейнере и оставляет на время папе. Папа ведь тоже любит сына. Должен любить.
Но папа, если и любит сына, то по-своему, несомненно по-своему. Он просто кладёт его на сковородку. Да, несомненно! Он лишился работы, потому что ударил в челюсть директора по продажам и чуть не придушил представительницу заказчика. Он отыгрывается на сыне. Он расслабляется, кладя кусок креветки в рот.
Грязь, а не рассказ. Но в то же время здесь обнаруживаются внутренние проблемы человека и общества. Почему существуют условности? Нужно ли терпеть то, что не нравится? Того, кто не нравится? Тех, кто не нравятся? Вопросов – море. Ответов – ни одного. Ты просто думай и накапливай. Впрочем, это наверняка тебе знакомо: ты встречаешь это в своей жизни. Ведь жизнь грязна. Жизнь – это ад, который необходимо пройти.
Работа – грязь. Семья – грязнее грязи. Но что такое грязь? Грязь – это то, что тебя пачкает и от чего тебе придётся отмываться. Ты можешь смыть эту грязь сразу, но это будет не гуманно, антиобщественно, не по-человечески. Слушай, а может быть, тебе обратиться к психоаналитику? Нет, пожалуй, ты не зомби. Ты должен решить свои проблемы сам. Но у тебя они только накапливаются, пока. Пока? Ты всерьёз думаешь, что сможешь выйти из этого ада? Не в этой жизни, приятель-душа!
Сергей Никифоров, 2012