В этом мире чудовищная пропасть несправедливости, жестокости, подлости, наглости, глупости, зла, — можно ещё долго продолжать, ведь список человеческих пороков и недостатков безумно длинный. А список человеческих добродетелей, это очевидно, победнее, ведь мир так устроен, что он не жалует добродетели. Да и человеческое существо далеко не идеально — с чего быть добрым? Вот и получается: зло держится на пороке, а наглость на недостатке, и если нет противовеса, дурное обязательно зажмёт свою противоположность, вытравит из неё жизненную энергию и поглотит, даже не поперхнувшись!
Можно только сожалеть о людях, которые родились «не как все», — добрые, отзывчивые, скромные, не жестокие, никого не трогающие, не обижающие. Конечно, мир не делится лишь на «белых» и «чёрных» — на добрых и злых, в нём много средних, так называемого большинства, которое и устанавливает свои законы для всех: и для «чёрных», и для «белых». Будь вынужден им подчиняться! «А вдруг большинство решит…» — высказал Вернор Виндж в одной из частей цикла «Сквозь время» серьёзное опасение. И большинство, действительно, может решить всё, что угодно! Оно может, например, решить вломиться в квартиру. А что ты предпримешь? Ты не согласен? Ну тогда иди в суд! А если суд на стороне большинства — пиши пропало! Ведь кто придумал, что большинство, эти вредоносные обыватели, — наиболее прогрессивная и щадящая власть?
У Кобо Абэ, который при жизни печатался в Советском Союзе и был поклонником русской литературы, написано немало на тему противостояния индивидуального человека и человека общественного — той серой толпы, бесформенной массы, которая не различает индивидуальности. Пожалуй, наиболее ярко японский гений высказался на волнующую тему в небольшом по объёму произведении «Вторгшиеся». Что делать, если в твою квартиру вламываются какие-то люди и заявляют, что они в ней хозяева? Так и произошло однажды: в квартиру к главному герою нагло вломились несколько человек, недвусмысленно дав понять, что собираются остаться в ней жить, так как квартиру считают своей. Они провели демократическое голосование, и так решили. Раз главный герой с этим не согласен, значит он — фашист. На его насилие — существует контрнасилие! — решило большинство, и поколотило беднягу.
Последний решил жаловаться. Обратился к управляющей дома, к полицейскому, к адвокату… и несмотря на это, к сожалению, не только не получил поддержки, но и узнал, что, если будет сопротивляться вторгшемуся большинству, ему будет хуже. Большинство же его заставило мыть за всех посуду и отобрало жалованье. Ведь это демократично. Из-за нехватки места главного героя переселили на запруженный крысами чердак. Оттуда бедняжка стал разбрасывать листовки против вторгшихся. Но он так и не нашёл правды: прошел судебный процесс, запрещающий распространять листовки. Главный герой устал бороться, ему отказали в праве на жизнь, он был совершенно измотан борьбой и голодом, ему уже не оставалось ничего, как только проткнуть себе горло спицей, уйдя на вечный «отдых».
Японский гений нарисовал мрачную картину, но он просто довёл до абсурда принятые в обществе нормы, тенденции и эталоны. Ведь общество пожирает личность, хотя состоит, казалось бы, из личностей. Точно так же общество уничтожает природу вокруг — сколько в мире вредных производств, сколько вырубается деревьев, сколько видов животных находится на грани вымирания, сколько, наконец, строится и расширяется больших городов, поглощающих живую природу, как будто она — первый и главный враг. А общество, так называемое большинство, считает это нормальным — оно ведь этим и занимается! И оно занимается вытравлением и поглощением личности, мешающей ему индивидуальности. Когда-нибудь оно придёт к тебе домой и выгонит тебя из дома. Когда-нибудь тебе придётся умереть.
Абсурдность ситуации не поддаётся пониманию и разумному объяснению. Небытие наступает, потому что так решило большинство. А что такое большинство? У него нет индивидуальности, оно аморфно и его не привлечь к ответу. Индивидуальность не может ему помешать. Она умирает, а большинство в этом не виновато.
Сергей Никифоров, 2012
Подобное происходит в романе и затем фильме Франца Кафки «Процесс»
«Песня без слов» В. Цой
«…Я чувствую, закрывая глаза. Весь мир идет на меня войной…»
А вот кое-что из классики…
Фильм «Мужество» с участием Тото.
Эпизод:
-Я знаю про Вас ВСЕ!
-Как?! Так Вы знаете…?
-Конечно! Вы не не сможете ЭТО скрыть! (говорит вообще не имея понятия о том что такое ВСЕ, тем самым «беря на испуг»)
т.е. у каждого есть свой «скелет в шкафу» и тебе мол в любом случае не скрытся от правосудия…
Имя этому явлению — СТРАХ перед обществом