АЛЕКСАНДР ФАДЕЕВ. МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ. НАИВНАЯ РОМАНТИКА – НЕРАВНАЯ БОРЬБА

Про книгу невозможно не сказать, что «Молодая гвардия» меняет мышление. У взрослого – с долей вероятности, возможно, а у ребёнка, ко всему новому восприимчивому, – непреложно. Ведь вот прочитать «Гвардию», когда задали в школе, — ну, она производит настолько сильное впечатление, что кажется, нет лучшего способа не то что изменить – перевернуть собственное мышление. «Неужели бывают такие люди?» — книга не оставляет сомнений: она не без вымысла, но в целом написана по историческим фактам. Александр Фадеев был писателем-соцреалистом, а значит наивным романтиком – и уже позже становится понятно по опыту жизни: люди – это не те существа, которые могут быть идеальны. Максимум – лишь в чём-то они могут быть идеальны, вести себя как герои, в остальном – нет. Но если без «нет» — начинается наивная романтика, соцреализм, «Молодая гвардия». Впрочем, потребно обратиться к роману, чтобы найти подробности.

В бараке, где раньше располагалась краснодонская милиция, возникла немецкая полиция… и формировалась из русских. Один из оставшихся после крушения старой России «представителей привилегированного класса» — так для немцев, а на самом деле – потомок донецких шахтёров – Бараков поступает в услужение фашистам, объявляет себя директором Центральных мастерских и предлагает рабочим вернуться «на места». В мастерские является не кто-нибудь, а «коммунистическая совесть» города – Филипп Петрович Лютиков. И странным образом это совпадает с появлением первых подпольных коммунистических листовок… Мало кто знает, что за действиями Филиппа Петровича стоит партия. И за действиями Баракова – однако.

Но Лютиков, Бараков и некоторые другие герои романа – словно наст, по которому ходят главные – молодогвардейцы, на которых, кажется, сходится клином свет, и их противники – словно отражение в реальном мире общего закона: без тьмы не видать света, и чем сильнее тьма, тем ярче свет.

В романе характерно разделение людей на «белых» и «чёрных». «Белые» — главные герои-молодогвардейцы, люди с человеческими лицами, но без тени недостатка или порока. «Чёрные» — некоторые второстепенные герои, кажется, сплошь состоящие из недостатков – таков, например, Стаценко, который настолько хочет «услужить» новой – фашистской – власти, что становится, «по полномочию фюрера», бургомистром. Другой, «чёрный» герой, — Евгений Стахович, вымышленный Фадеевым персонаж, который оказывается предателем подпольной организации. Предположительно, прообраз Стаховича – Виктор Третьякевич, которого в то время, когда писался роман «Молодая гвардия», подозревали в предательстве. Но уже позже вышла «окончательная» официальная версия предательства «Молодой гвардии»: организацию предал Георгий Почепцов, Виктор Третьякевич – такой же герой-идеал, как и остальные молодогвардейцы: Олег Кошевой, Ульяна Громова, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова, Валерия Борц. Виктор Третьякевич был оправдан полностью.

Но официальная версия – это не то, что было на самом деле. На самом деле не только Третьякевич был предателем, предателями было абсолютное большинство членов «Молодой гвардии»! Впрочем, за это их ни в коем случае невозможно осуждать, поскольку человек – существо настолько слабое, что не выдать, промолчать, не предать под пытками – это могут сделать, действительно, герои, каких, конечно же, мало – ну, скажем, единицы из тысяч. Что это означает? Что мир несовершенен. Что идеалы – как правило, не встречаются в реальности. Что человек – не «белый» и не «чёрный», а, скорее, «серый». Что недостаток и порок присущи человеку, и за это человека нельзя осудить. Но здесь мы возвращаемся назад, ходим по кругу и не находим выход. Наверное, здесь выхода нет.

Фадеев не захотел признавать очевидных вещей. Может быть, для него они были не очевидны? Он изобразил грани человеческого существа, и, если разобраться, он не особенно неправ. По крайней мере – в отношении антигероев. Запоминается один из них. Игнат Фомин стал услуживать немцам, это был образец злого и безнадёжного человека. Молодогвардейцы приговорили его к смерти. Мало ли таких сейчас? Не мало. Наверное, их большинство, особенно в крупных городах, где есть деньги, есть карьера, есть всё, что угодно, кроме главного – достоинства и честности перед собой и другими. Поэтому люди и вырастают негодяями, Игнатами Фомиными сегодняшних потерянных дней.

Грустно. Ещё более грустно, что эти люди, такие же мёртвые, как антигерой Фадеева, живее всех живых в обычной жизни, — да, жизнь создана для них! Чтобы жизнь не казалась раем – таких людей большинство. И всех не приговорить к смерти и не убить – это как бороться с кровопийцами, находясь в болоте. Вот если уйти… тогда можно жить. А если не получается… тогда нельзя. Но куда можно уйти из болота?

Сергей Никифоров, 2012

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>