Является ли естественным законом влияние общества на человека? Несомненно, ведь оно, с точки зрения Бакунина, представляет собой творение природы. Поэтому восстать против общества, — значит, восстать против мировой причинности, а так как личность — творение общества, значит, и против самого себя.
Конечно, общество и личность имеют свои интересы. Очевидно, что эти интересы могут не совпадать и противоречить друг другу. Но, исходя из воззрений выдающегося революционера, вполне можно сделать вывод о приоритете общественных интересов над личными. Однако Бакунин отвергает существование «коллективного интереса целого общества», считая его фикцией5.
П р и м е ч а н и я
1 Выражение Бакунина (см.: Михаил Александрович Бакунин. Указ. соч. — С. 449). — С. Н.
2 См.: Михаил Александрович Бакунин. Указ. соч. — С. 447, 449.
3 Tам же. — С. 361.
4 Цит. по: Боровой А. Бакунин. — М.: КУБ, 1994. — С. 6.
5 Как антропоцентрист Бакунин, конечно, далек от представлений о человеке как о «винтике» общества, долженствующего жертвовать своим личным интересом ради «коллективного». Напротив, он, понимая, что общество контролирует, и во многом очень жестко контролирует, поведение человека посредством обычаев, предрассудков и общественного мнения, считает зачастую необходимым бунт против влияния общества. Но в таком случае обнаруживается полное несоответствие между всей его концепцией освобождения личности посредством соблюдения естественных законов природы и идеей восстания личности против естественных законов общества, то есть, опять же, природных законов, и в частности, самого себя. С другой стороны, совершенно необходимым и неизбежным Бакунин считает бунт против неестественного, по его убеждению, учреждения, то есть государства. Но если государство всегда «гарантирует то, что находит» в обществе, что в этом неестественно и почему вообще нужно бунтовать, если государство лишь закрепляет естественные отношения? Словом, с моей точки зрения, проблема взаимоотношений человека с обществом у Бакунина не является сильной частью его философских построений. Ниже я еще раз немного коснусь этой проблемы, рассматривая воззрения Бакунина относительно происхождения государства. — С. Н.