Известно, что Биой Касарес — один из зачинателей жанра научной фантастики в Аргентине. А Аргентина — это литературная страна, и быть основоположником какого-либо жанра в подобной стране — уже само по себе является большим достижением. Но Биой Касарес писал не только, и даже не столько фантастику, — он, скорее, писал в своём стиле, который был чем-то похож на научную фантастику, чем-то — на философскую притчу, чем-то — на реализм и даже абсурд. Да, были и псевдодетективные рассказы — «Шесть проблем для дона Исидро Пароди», но на эту спекуляцию, надо думать, Касареса подначил Борхес, пускай они творили вместе под общим псевдонимом, но подобного рода приколы — вотчина Борхеса, Касарес здесь не продемонстрировал свой оригинальный стиль.
Но Борхес помогал и Касаресу, можно вспомнить интереснейшее предисловие первого к роману последнего «Изобретение Мореля». Ну, конечно, Борхес отпустил в адрес своего друга самые хвалебные слова, назвал его произведение совершенным, и конечно, эти слова можно не воспринимать всерьёз, — так поступил бы практически каждый друг. Важно, однако, что Борхес с присущими ему изысканностью и интеллектом написал просто невообразимо превосходное предисловие. Вы читали какое-либо предисловие интереснее и изысканнее? Кажется, Борхес превзошёл всех даже здесь, — по качеству произведений собственных и самостоятельных он безумно совершенен, и вряд ли кто-то это будет оспаривать. Итак, из предисловия Борхеса можно узнать, кроме множества прочего интересного, что роман «Изобретение Мореля» — полицейский роман. Но нужно знать стиль и образ мышления Борхеса, чтобы не относиться слишком серьёзно к его, безусловно, красивым, но созданным ради самой красоты определениям.
Роман Касареса начинается, как «типичный полицейский роман»: главный герой его попадает на затерянный где-то в море или океане остров, причём попадает по своей воле, — как оказывается, на острове он удачно скрылся от правосудия, которое преследовало его за запрещённые исследования. На острове есть заброшенный музей и такие же заброшенные церковь и бассейн. Людей вроде бы нет. Но вот вдруг главный герой замечает их — целую группу, которая приплыла на остров неизвестно зачем. Они, судя по всему, развлекаются здесь. Главный герой тайно за ними наблюдает — тайно, потому что боится, если откроет своё присутствие, ему не избежать правосудия.
Особенно пристально он наблюдает за одной женщиной, по вечерам приходящей на скалу, в основном в одиночестве, но иногда в присутствии какого-то мужчины, которого зовут, как он однажды слышит, Морель. Главный герой влюбляется в женщину, имя которой Фаустина, и решает, будь что будет, но он откроется ей, — ему уже ненавистно одиночество. Однако она почему-то его не видит и не слышит, когда он выходит из укрытия и обращается к ней. Также она не замечает выложенную им клумбу из цветов — специально для неё выложенную. Главному герою следовало бы уже многое понять: что так не бывает, что приехавшая на остров группа людей ведёт себя более чем неестественно, что здесь заключена нераскрытая тайна, потому что всё происходящее — словно сон, а не явь.
Страницы: 1 2