АДОЛЬФО БИОЙ КАСАРЕС. СПЯЩИЕ НА СОЛНЦЕ. ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ. ЖИЗНЬ БЕЗ ДУШИ

Его зовут Лучо Борденаве, он муж. Поддавшись на уговоры содержателя собачьего питомника, он соглашается упрятать жену в сумасшедший дом. Но тут же начинает тосковать, даже сильно пугается и решает вызволить её. В лечебнице же ему даже не дают увидеться с ней. Он приходит в собачий питомник и покупает там суку Диану, тёзку своей жены, очень красивую собаку. Наконец, жену выписывают из психушки. Вроде бы всё хорошо, но Лучо всё больше убеждается, что его жена стала какой-то странной, что-то в ней не то. Может быть, она вообще другой человек? Он хочет получить объяснения в психушке, приходит туда, но, неожиданно, его самого насильно ложат на лечение. С помощью сестры он умудряется бежать из лечебницы. Но врач заманивает его опять в психушку, уже с объясниями. Оказывается, врачи лечебницы нашли, где у человека находится душа — в шишковидной железе мозга. Они пересадили больную, по их мнению, душу жены Лучо собаке — а затем другой девушке, а жене — душу какой-то женщины, которая умирала. Лучо не может сдержать себя от возмущения, но тут ему всаживают иглу и… Через некоторое время Лучо Борденаве опять появляется у себя дома, но это уже совсем не тот Лучо Борденаве…

Глубокий смысл этого произведения невозможно понять до конца — вернее, его невозможно понять сугубо однозначно, здесь присутствует много смыслов, один из которых может быть описан так: над людьми проводятся эксперименты — или они сами проводят над собой эксперименты? — в результате чего они теряют свои души, теряют самое ценное что у них есть — самих себя. Пожалуй, этот смысл произведения наиболее актуален в настоящее время, во время засилия чего-то искусственного, неживого, каких-то машин, компьютеров, программ, которые способны управлять человеком, его личностью, тогда как настоящая душа человека совершенно не участвует в процессе его существования, она, возможно, переселяется в какую-то иную область или находится в небытии? Думается, так и есть, гораздо вернее последнее: душа связана с телом, пока человек жив, пока он существует в этом мире, но если её подменяют машины, механизмы, различные «удобства», то она реально не живёт, она находится в скрытом состоянии, и даже нельзя сказать, что она существует в принципе, она не материальна, она не может уничтожиться или пропасть, — она или есть, или её нет. Таков смысл произведения: душа уже не так важна, её заменили, без неё человек может жить, или существовать, пускай это уже другой человек.

Ещё один, сходный с предыдущим, смысл очевиден: человечество представляет собой больной организм, который пытается само же и вылечить, — но разве больной организм не нуждается ни в чьей помощи? В «Спящих на солнце» показано, что люди не справляются со своей задачей, они не могут излечить самих себя, они попросту теряют себя, свои больные души, но продолжают упорно «вылечиваться», думая, что сами они смогут справиться со стоящими перед ними проблемами, со своей задачей «вылечиться». Но их лечение — безумно и неадекватно, лучше бы его совсем не было! Лучше бы они не пытались лечить себя, думая, что они всё могут, — быть может, они хорошие врачи, но душа — это ли сфера науки? Душу, возможно, вообще не стоит лечить — её надо раскрыть, её надо увидеть, помочь ей, создать ей возможность существовать. В произведении Адольфо Биой Касареса «Спящие на солнце» можно найти ещё ряд смыслов, но все они ходят вокруг души и существования личности человека. Если личности нет, если нет души — тогда, безусловно, жизнь заканчивается, ведь одно тело – это ли жизнь?

Сергей Никифоров, 2012

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>