РОБЕРТ МУЗИЛЬ. ЧЕЛОВЕК БЕЗ СВОЙСТВ. УЖАСНЫЙ РОМАН

Этот психологизм Музиля связан, или тесно переплетается, переходя один в другую, с благородной — аристократическо-буржуазной — философией. Поэтому и стиль произведения «Человек без свойств», хотя это, может быть, рискует несколько смешно прозвучать, — психологический роман/философская демагогия. Возможно, это смешно (но только потому, что роман излишне серьёзен), возможно, это и обидно, но так это выглядит: насыщенные рационализмом и формальной логикой бесконечные, длинные и абстрактные предложения, чересчур много подобных «умных» предложений, но, впрочем, смысла несущих немного – и романтизм, неоткровенный и такой же формальный, как логика, сделанный как будто ради галочки романтизм. При чтении не покидает ощущение, что он искусственно создан, что он не настоящий, а сугубо рациональный. А вообще его много – ужасно много каких-то полувозвышенных описаний симпатий и любовных настроений, да и сам стиль Музиля напоминает романтический — чистый и позитивный стиль, без пошлости и едкости, без, боже упаси, похабщины – и даже встреченная Ульрихом на улице проститутка не портит этого стиля.

Однако такой формальный романтизм не может помешать точному описанию предметов, одежд героев, обстановки, словом, реализму, из-за чего, бывает, при чтении складывается впечатление, недолговечное впрочем, будто роман Музиля — описание-хроника, а не художественный роман. Таким образом роман этот не сдавлен узостью психологически-демагогического стиля (как литературного жанра), он как будто бы очень богат и многогранен, он вобрал в себя по чуть-чуть почти отовсюду. Но тем не менее это обращение к совершенно разным стилям, наверное, призванное добавить роману очков, не сделало роман интересным. Он — качественный, он словно отлично изготовленный продукт, — кажется, нет нареканий! — но он всё-таки какой-то неживой, не увлекательный, а скушный, порой клонящий в сон. Предложения писателя построены таким, что ли, вывернутым образом, что сложны для восприятия и понимания, — нет, это, конечно, не Гегель, но всё равно сложны. Не панацея от этого, но хоть какое-то лекарство – писать не так длинно, разбивать каждое длинное предложение на ряд более мелких, к тому же — строить по-другому.

Сюжет же непритязателен и даже чересчур прост. Главный герой, математик по профессии Ульрих, живёт в доме-замке, что находится в Вене, тогда ещё Австро-Венгерской империи – тогда, когда на улице XX век, август 1913 года. Вот Ульрих встречается с девушкой, Бонадеей. Потом с друзьями, Клариссой и Вальтером, он приходит к ним в гости. Потом присутствует на суде, где осуждают убийцу Моосбругера. Потом едет к графу Лейнсдорфу, встречается с ним по поводу параллельной акции. Потом видится со своей кузиной Диотимой. После ещё некоторых незначительных событий происходит собрание высокопоставленных чинов в доме Диотимы, где обсуждается проведение «великой патриотической акции». В то же время в романе показана будничная жизнь не одного Ульриха-математика; здесь один из героев — Арнгейм, умнейший для своего времени и богатый предприниматель; Диотима – «скульптурно» полноватая дама из высшего света; Туцци — высокопоставленный чиновник министерства и муж Диотимы; Моосбругер – убийца проститутки, простой и бесхитростный человек; Вальтер и Кларисса и другие.

Страницы: 13

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>