СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В ДОКТРИНЕ М. А. БАКУНИНА / I. ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВАНИЯ ЛИБЕРТАРНОЙ ДОКТРИНЫ БАКУНИНА

2. Принцип свободы и принцип власти (авторитета) в доктрине М. А. Бакунина

2.1. Человеческая личность и природное начало ее свободы

Прежде чем говорить о принципе свободы и ее основных характерных чертах, мне представляется необходимым выявить то главное, определяющее, что обуславливает понимание Бакуниным этого принципа.

Важнейшим, основным стержнем философии Михаила Бакунина является человеческая личность. Именно с нее все начинается, ею насыщено все мироощущение великого бунтаря, и все его построения вращаются вокруг ее существования.

Согласно Бакунину, история человеческого существа, личности начинается с акта ее непослушания и знания1. Этим актом человек отделяет себя от животного, отличаясь от последнего, таким образом, двумя способностями: «способностью мыслить и способностью, потребностью бунтовать». Эти две способности создают человеческое в человеке, и смысл их проявления заключается в эмансипации, освобождении человека.

Следовательно, свобода в доктрине М. А. Бакунина возникает как «чисто человеческое проявление». Поэтому свобода решительно необходима, ее нужно утверждать и расширять, ведь «действительное и полное освобождение каждого человеческого индивида есть настоящая великая цель, высший результат истории»2.

Состоит свобода человеческой личности в повиновении своим естественным законам, то есть в подчинении законам природы. Подчиняясь им, человек не является рабом, не отрицает свою свободу, напротив, так как без соблюдения этих законов невозможно его существование, так как они составляют его естественную природу, его существо, человек утверждает себя и свою свободу.

Однако естественная человеческая природа, мировая взаимосвязь и причинность, являющиеся главным условием свободы, не устраняют грубое давление внешнего, материального и социального мира, которое «испытывают все живые существа и все вещи, которые существуют, возникают и исчезают в мире»3.

Устранять этот мировой гнет должна сама личность посредством признания, познания и сознательного применения природных законов. «Успешное осуществление этих задач разрешает вопрос о практической свободе, ибо с усвоением этих законов падает необходимость в принудительных институтах современной общественности. Человек свободен, поскольку добровольно признает и повинуется естественным законам; регулирование извне должно пасть»4.

← Вернуться назад                                                                                     Читать далее →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>