Прямыми предтечами Армана по такой деятельности, как «искусство в коробке», являлись Марсель Дюшан (оказавший влияние на многие виды современного искусства и, соответственно, на многих современных художников) и Джозеф Корнелл, который соприкасался с нью-йоркскими сюрреалистами и был авангардистом-одиночкой, сделавшим себе имя в Европе послевоенного периода. Джозеф Корнелл на протяжении нескольких лет был занят закрытым от всех глаз творчеством, коллекционируя ящички как персональные ценности, как игрушечные дома для кукол, и только на самом исходе 40-х годов XX века продемонстрировал их, выставив в одной нью-йоркской галерее.
Сопоставление с предметами, собранными Арманом, показывает, как персональная коллекция или страдающий инфантилизмом корнелловский «секрет» в искусстве французского представителя «игры с коробками» превращается в доступное общественному созерцанию стеклянное пространство, в витрину, что в заданном контексте соединяет в одно целое магазин с музеем. Коль скоро Корнелл подбирает в свою коллекцию некие серии из равноценных предметов, что собраны в витринное зрелище, точно в «Аптеках», всегда у него получается вымышленная и вышедшая из употребления торговля, вызывающая ассоциацию с лавкой старых вещей.
И вот что мы видим. Мы видим идентичные аптекарские баночки, бутылочки, сквозь их широкое стекло с трудом пробивается целая россыпь лекарственных «драгоценностей», или услад для души: имеется здесь карта звездного неба, а также карта Центральной Америки, южная ракушка, браслет-змейка, шар из стекла и тому подобное.
Со своей стороны Арман собирает также изношенные, старинные или бывшие в неосторожном, в грубом обращении вещи, к примеру женские туфли на каблуках или разбитые фарфоровые куклы. Они во всякое время являют собой абстрактную хозяйственную массу, благодаря чему отдают обратно некий импульс, пойманный раньше сюрреалистами из объемных витрин образца 1910-х годов, — отдают назад в витринные пространства. Разница состоит в том, что за стеклом, в экспозициях магазинов представлены привлекательные, заманчиво смотрящиеся товары, а в витринах Армана, что задуманы для музея современного искусства, изысканно и художественно представлен, или аранжирован утиль, состарившиеся, обезображенные вещи. Сам факт старости или время, проведенное в плохих руках, дают им возможность заявлять свои права на положение памятника истории, некоего не однодневного предмета, а вдобавок к тому, на близость с концепцией такого художественного явления, как ар брют.
Сергей Никифоров / переложение гл. «Новые реалисты»: музеефикация отбросов европейского урбанизма» из кн. Е. Андреевой «Постмодернизм» /