Существенное влияние на характер и мировосприятие личности порой оказывают ее наследственные качества. Несомненно, богатырский рост, львообразная внешность, могучая физическая сила сыграли немалую роль не только в формировании личности М. А. Бакунина, но и в его жизни и деятельности6. Нельзя обойти вниманием и сексуальную импотенцию Бакунина.
В англо-американской историографии традиционно принято объяснять бунтовской характер Михаила Бакунина неправильным его воспитанием, ограничением свободы в детстве7. Есть и другая точка зрения, стоящая на том, что в семье Бакуниных царила «душевная гармония», и будущий бунтарь получил свободное воспитание от своих образованных родителей8. Но оба подхода, акцентируя внимание только на внешних факторах и, естественно, противореча друг другу, даже не замечают того, что «душу меряют аршином». Ведь бунтарский дух — понятие духовное, идеальное, а значит объяснять его правильнее при помощи категории идеального. И здесь несостоятельно апеллирование к особенному складу русской души, к «русской идее»9, — не только русская земля рождала бунтарей.
Белинский как-то сказал о Бакунине: «…у него есть вечно движущее начало, лежащее в глубине его духа»10 В этом «вечно движущем начале», по моему убеждению, заключена главная особенность личности великого бунтаря. Обладатель неодолимой жизненной энергии, «носитель черта в теле», стремящийся «все опрокинуть» тревожный дух, «демон» тотального и глобального разрушения, поистине Сатана11 в человеческом образе — таково своеобразие Бакунина, такова его личность.
П р и м е ч а н и я
1 Блок А. Михаил Александрович Бакунин. – Журнал «Перевал». 1907. №4 (февраль).
2 Здесь и далее в этом подпункте курсив мой. — С. Н.
3 См.: Филатова Е. С. Искусство понимать себя и окружающих. — СПб.: Дельта, 1999. — С. 139-148. См. также: Филатова Е. Соционика для Вас. — Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1993. См. также: Этико-сенсорный экстраверт (Гюго) // Слинько О. Б. Ключ к сердцу — соционика. – Киев: «Доверие», 1991. См. также: Сухарев В. А. Этика и психология делового человека. — М.: «ФАИР», 1997. — С. 217-218.
4 С моей точки зрения, очень неудачной выглядит попытка некоторых ученых обозначить «либертарный» тип политического сознания как «антигосударственнический», ведь такое название отражает только одну сторону этого типа сознания — отрицающую, негативную. (См.: Мамут Л. С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания (домарксистский период). — М.: Наука, 1989. — С. 84-101. См. также: Ударцев С. Ф. Анархическое сознание и хаос (о природе одного феномена) // Труды международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П. А. Кропоткина. Выпуск 1. Идеи П. А. Кропоткина в философии. — М.: Институт экономики РАН, 1995. С. 169, 179-182, 1 86-189.) Но «либертарному» типу присуще еще и «утверждение» противоположных названным выше сторон жизни. Поскольку же не только анархисты являются носителями этого типа политического сознания, не менее неудачно и название «анархический». В силу этого, я буду использовать, как наиболее адекватное, именно слово «либертарный» («свободнический»). — С. H.
5 См.: Таккер Б. Свобода, равная для всех. — СПб.: «АН-ПРЕСС», 1997. См. также: Этьеван Ж. Право на жизнь // Анархизм. Сборник. — М.: ГПИБ, 1999. С. 55-72. См. также: Колумбийская Лига анархистов. Как нам это видится // Наперекор 1999/2000. № 10. С. 13-17. См. также: Исаев А. Философские размышления о гнусности либерализма и причинах, по которым интеллигентный человек не может не быть анархистом // Община. 1989. № 35-36. С. 14-20. См. также: Мамут Л. С. Указ соч. См. также: Ударцев С. Ф. Анархическое сознание и хаос. — С. 169-192.
6 В красках выражался о знакомстве с великим революционером один из его друзей. «Мои впечатления, — писал Рихард Вагнер, — колебались между невольным ужасом и непреодолимой симпатией». (Цит. по: Зильберман И. Б. Указ соч. — С. 33.) — С. Н.
7 См.: Джангирян В. Г. Критика англо-американской буржуазной историографии М. А. Бакунина и бакунизма. — М.: Мысль, 1978. — С. 41.
8 См., напр.: Пирумова Н. М. Бакунин. — М.: «Молодая гвардия», 1970. — С. 8-9.
9 См.: Бердяев Н. А. Русская идея. Судьба России. — М.: «Сварог и К», 1997. — С. 128-130.
10 Цит. по: Бехтенева Р. А. Проблема человека в русском анархизме второй половины XIX -начала XX веков (М. А. Бакунин, Л. Н. Толстой, П. А. Кропоткин). Дис…канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1999. — С. 24.
11 «…Сатана, — любил говорить Бакунин, — вечный бунтовщик, первый свободный мыслитель и эмансипатор миров. Он пристыдил человека за его невежество и скотскую покорность; он эмансипировал его и наложил на его лоб печать свободы и человечности, толкая его к непослушанию и вкушению плода знания» (см.: Михаил Александрович Бакунин. Избранные философские сочинения и письма. — М.: «Мысль», 1987. — С. 448). И еще: «Бунтовское чувство, эта сатаническая гордость, отвергающая подчинение какому бы то ни было господину, божеского или человеческого происхождения, которое лишь одно создает в человеке любовь к независимости и к свободе» (см.: Бакунин М. А. Анархия и порядок: Сочинения. — М.: ЭКСМО-пресс, 2000. — С. 500). — С. Н.