Фридрих фон Гарденберг создал за свою короткую жизнь не так уж много. Это книга афоризмов «Цветочная пыльца», лирический цикл «Гимны к ночи», небольшой труд «Фрагменты», повесть «Ученики в Саисе» и сказка «Гиацинт и роза». Ну, и конечно, незаконченный роман «Генрих фон Офтердинген». Жизнь немецкого писателя, мыслителя и поэта не продолжалась и 29 лет. Творческий период — известное дело, гораздо меньше. Но тем не менее, Фридрих фон Гарденберг, которого мы знаем как Новалис, даже при таком минимальном жизненно-творческом багаже стал одним из самых значительных представителей литературного романтизма — если не самым значительным.
Если мы привыкли называть произведения, в основном, известных латиноамериканских авторов — Габриэля Гарсиа Маркеса, Хорхе Луиса Борхеса, Мигеля Анхеля Астуриаса — магическим реализмом, где тесно переплетаются миф и реальность, то произведения Новалиса как нельзя лучше подходят, чтобы их именовать магическим идеализмом. Новалис так называл свою философию, но его волшебные поэтические — и даже прозаические, но при этом так же поэтические — произведения увязаны на этой философии, в них есть не только прекрасный литературный язык, оригинальный стиль изложения и волнующие поэта темы, — в них есть глубокий смысл и уникальное высоконравственное совершенство.
Недописанный роман «Генрих фон Офтердинген» датируется примерно 1797-1800 годами. Новалис посвятил этот роман поэзии, он уделил ей громадное место, особенно — её философии. На втором месте по значимости — пожалуй, природа. О ней, правда, не всегда Новалис говорил восторженно и вдохновенно. Он сравнивал её с человеком, в котором так же, как в природе, много чего враждебно поэзии. Поэзия для Новалиса — царица и непререкаемость. Она возвышенна, легка, бежит себе, как ручеёк… Но природа не такова: природа неповоротлива, косна и затхла. Но природа тоже своего рода царица: она всё создала, она живая, а в прошлые времена, наверное, она была ещё живее — были ведь поэты, которые, с помощью волшебных инструментов, пробуждали природу, возрождали её, увлекали её в танец.
Действие романа «Генрих фон Офтердинген» происходит, пожалуй что, в Средневековье, — главный герой романа Генрих с грустью покидает родной город. Он отправляется в продолжительное путешествие, он в окружении купцов едет к своему деду. С ним едет его мать. Он проезжает через леса, живописные природные места, останавливаясь на короткое время в попадающихся на дороге весях: в замке, в деревне, — посещает даже пещеры. По дороге он общается с купцами, рыцарями, женщинами, мужчинами, стариком, которые рассказывают ему разные — довольно романтичные и необычные — истории, поют песни, читают стихи. Да и сам Генрих — поэт от природы… Наконец путники приезжают в Аугсбург к деду Генриха Шванингу, который их гостеприимно усаживает за стол. И вот уже Генрих знакомится с прекрасной Матильдой, в которую сразу же и влюбляется, — на этом и заканчивается первая часть романа.
Вторая, едва лишь начатая часть «Генриха фон Офтердингена», повествует о том, как главный герой, уже как пилигрим, приходит к расположенному в подлеске дому врача Сильвестра, и они разговаривают на высокие темы, — но тут повествование неожиданно прерывается на разговоре. Друг Новалиса Людвиг Тик изложил продолжение, но это, скорее, комментарий к недописанной второй части романа, написанный на основе бумаг Новалиса и воспоминаний разговоров с ним его друга. Высокий и возвышенный роман «Генрих фон Офтердинген» получился духовным и поэтичным, наполненным и философией, и сказочным смыслом. Как жаль, что в нашей приземлённой жизни подобные этой высокие книги — большая редкость. И ещё более жаль, что они практически никому не нужны.
Сергей Никифоров, 2012