Пожалуй, это был самый мятежный, самый непримиримый бунтарь среди анархистов-теоретиков. Ведь кроме своих, безусловно, гениальных анархических идей, собранных в таких сочинениях, как «Государственность и анархия», «Революционный катехизис», «Федерализм, социализм и антитеологизм», «Бог и государство», этот мыслитель был не чужд практической деятельности по воплощению анархических идей в жизнь. Он вёл революционную деятельность в Париже и Брюсселе, во Флоренции и Неаполе, участвовал в конференциях и конгрессах в Лондоне и Женеве, руководил восстанием в Дрездене, основал в Цюрихе журнал «Народное дело», за свою деятельность был неоднократно осуждён, приговорён к тюремному заключению, потом находился в ссылке, — всего не перечислить. Можно сказать, что Михаил Бакунин – это бунтарь по крови, это, несомненно, идеальный революционер и освободитель.
Между тем, родился будущий ниспровергатель всякой власти и борец за свободу народа в дворянской семье в Российской империи, это было два века назад, но кажется, это было не так давно, — может быть, такое впечатление сложилось потому, что идеи Михаила Бакунина невероятно современны и живы, они актуальны и непреходящи для народа, для страны, наверное, для каждого человека, который хочет свободы.
Одна из главных идей Бакунина – идея разрушения. Конечно, как исключительно умный и даже мудрый человек Бакунин понимал, что совершенствовать государство – дело пустое, это всё равно что толочь воду в ступе, если хотите. Вот разрушить его – дело другое, по-настоящему революционное, анархическое, а значит – освободительное. Государство не имеет ценности, оно не способно дать человеку самое главное – возможность свободной жизни, оно коррумпировано и преступно по своей сути, оно не очеловечивает и не освобождает, оно, напротив, лишь принуждает, карает, производит насилие над личностью. В обществе существуют свои законы, такие законы, как солидарность и свобода. Но до сих пор, писал Бакунин, эти законы нарушались абстрактными требованиями государства, отечества, религии.
Государства, любые государства, как писал Бакунин, возникали из насилия и грабежа. Государство, таким образом, есть насилие, есть господство, есть рабство. Любое государство, любая власть строится на принуждении, на эксплуатации, на привилегиях. А если есть принуждение, эксплуатация и привилегии, какая же возможна здесь свобода? Она немыслима даже в теории. Государство основано на преступлении. Всё, что исходит от государства, — есть зло. Кроме того, что государство порабощает одних, оно развращает других. Те, кто находятся у власти, становятся деспотами и морально падают.
Но государство, к счастью, не вечно. Оно изжило себя, и необходима социальная революция, чтобы государство, наконец, пало. Необходимо его полное исчезновение, потому что, даже если оно сохранится в какой-либо форме, это не будет свободой, не будет равенством и справедливостью. После исчезновения государства возникнет федерация общин, основанных на самоуправлении. Таким образом, объединение людей пойдёт уже не сверху, как раньше и как неправильно, а снизу, как оно и следует по естественным человеческим законам – по законам солидарности и свободы. Революция сделает это возможным, однако, что будет после исчезновения государства в конкретике – сказать сложно, ведь это будет свобода, а не необходимость и принуждение. Бакунин особенно обращал внимание на славянские страны, в частности на Россию, как на те очаги, где может вспыхнуть грядущая мировая революция.
И тому есть причины – Россия, например, страна, пережившая социалистическую революцию, а потом диктатуру большевиков. Никто не хочет возврата к тоталитарному прошлому. Но государство именно к этому и стремится, оно по своей сути порабощает и эксплуатирует, и его очень трудно остановить. Никакая перестройка не способна исправить дело. Лишь революция, но, следует добавить, не только социальная – революция духовная, культурная, сознательная прежде всего, и, само собой, всемирная, – сможет наконец положить крест на государстве и открыть дорогу свободе, о которой так мечтал и посвятил ей жизнь великий революционер.
Сергей Никифоров, 2012