ДЖОН БАРТ. КОНЕЦ ПУТИ. БОГ ПРОИГРЫВАЕТ СХВАТКУ!

Если подумать о том, какое произведение мировой литературы наиболее сложно для осмысления, со всей очевидностью перед мысленным взором выстроится ряд старых и новых писателей, известных и малоизвестных, а с ними — и их произведения, столь же разные у каждого, сколь разные они сами. Впрочем, не есть ли это преувеличение? Ведь писателей действительно прилежных не так-то много, а уж произведений — раз-два и обчёлся. Взять, к примеру, Роберта Музиля, он написал далеко не одно, но только одно его произведение известно и почитаемо в мире — «Человек без свойств». Но и оно, хотя написано прилежно и скрупулёзно, не есть идеальное произведение, — так себе конструкция, осмысливаемая без напряжения.

Настоящая сложность возникает при чтении — и усвоении — произведения не разлагаемого — или не полностью разлагаемого на составные части, на кирпичики, из которого оно состоит. Из чего же оно состоит? Анализ должен быть проведён! А иначе — как можно понять произведение? Иначе – не умом, а чувством… И если есть такое произведение, которое с трудом разложимо на составные части, которое и трудно понять, и трудно от него отказаться, потому что оно — несомненно — является нетипичным, необычным, то есть оргинальным, — и это, последнее, скорее от чувства, чем от ума, — это произведение «Конец пути» Джона Барта. Произведение столь серьёзное, что о нём стоит подумать. И стоит поговорить.

Сюжет «Конца пути» довольно запутанный. Главный герой – Джейкоб Хорнер – берётся за преподавание грамматики в колледже по совету некоего Доктора из странного заведения «Ферма Ремобилизации» в порядке трудотерапии. После собеседования и приёма на работу Джейкоб сдружается с Джо Морганом (тоже преподавателем, его коллегой) и с его женой Ренни. Постепенно выясняется, что Джо и Ренни – весьма необычные люди. Джо не приемлет никаких скидок ни себе, ни другим. Ясность, ум, самоконтроль – вот главные ценности. Под его влиянием Ренни также принимает эти ценности, понимая, что раньше жила, как под колпаком.

Столь суровая жизнь лишает семью друзей. Они рассуждают так: зачем нам посторонняя помощь, если сами мы настолько сильны духовно, что можем без неё обойтись? Вроде бы всё верно, логично, но дальше обнаруживаются вопиющие противоречия. Такой правильный, сильный и настоящий Джо оказывается совсем не тем, за кого себя выдаёт. Джейкобу с Ренни удаётся подсмотреть через щёлку в окне, чем занимается Джо, будучи один дома. Они видят ужасную картину: он кривляется и мастурбирует!

Вскоре Ренни поддаётся искушению: она становится любовницей Джейкоба. Джо обо всём узнаёт, и между ним и Джейкобом, естественно, разыгрывается конфликт. Джо признаётся, что своё семейное счастье хочет построить на свободных отношениях, ведь иначе нельзя. Но получается, что Ренни не готова к свободе. В чём причина её измены? Почему это произошло? Вопрос остаётся висеть в воздухе, а между тем Ренни снова и снова изменяет Джо…

Заканчивается вся история как-то и странно, и скверно. Ренни сообщает, что забеременела, причём, вероятно, от Джейкоба. Нужно срочно прервать беременность. Джейкоб отвозит Ренни к своему Доктору на «Ферму». Во время аборта Ренни умирает. После похорон начальство колледжа увольняет Джо Моргана из-за его причастности к криминальному аборту. О том, кто организовал аборт, никто не узнаёт. Джейкоб спокойно покидает городок…

Страницы: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>