Свободные мазки Валентина Серова

Один из самых даровитых и известных художников – Валентин Александрович Серов – родился в Санкт-Петербурге в 1865 году. Его дарование было заметно с детства, и, будучи еще мальчиком, Серов брал уроки живописи у мастера исторической и портретной живописи Ильи Репина.

В 1880 году Валентин Серов начал учиться в Императорской Академии Художеств, в которой в разные годы преподавали такие выдающиеся художники, как Франц Рубо, Альберт Бенуа, Николай Смокиш и многие другие, обучались такие художники, как Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Василий Суриков, всех не перечислить. В 1884 году Серов заканчивает обучение в Академии, и после этого создает свои первые знаменитые картины: «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем».

Но вернемся немного назад, чтобы посмотреть, какие люди окружали будущего художника, в каких условиях, в каком обществе он жил и взрослел. Его родители были настоящими аристократами. Отец – Серов Александр Николаевич – водил дружбу с Тургеневым, среди его хороших знакомых надо назвать, к примеру, художника Николая Николаевича Ге (который учился в Императорской Академии Художеств и кисти которого принадлежит всем известный портрет Льва Толстого), скульптора Мордуха Матысовича Антокольского, известного больше под более привычными для слуха именем и отчеством – Марк Матвеевич. Таково было окружение отца будущего художника, отца, который и сам был человеком одаренным и творческим – известным в свое время композитором.

А что касается матери Валентина Серова, то она была человеком очень своеобразным, достаточно сказать, что она была по своему общественному мировоззрению нигилистом. Но, пожалуй, самое необычное, о чем можно говорить про эту женщину, – это ее профессия: она была, несмотря на свой пол, композитором, как и муж, и для того времени этот факт не мог не бросаться в глаза – женщина-композитор в XIX веке была как белая ворона в стае угрюмых, темных и одинаковых птиц.

Таким образом, люди, окружавшие будущего мастера, были творческими и нестандартно мыслящими, поэтому Валентин Серов уже с детства находился в своеобычной атмосфере культуры и искусства. Хотя, по свидетельству его современников, будучи взрослым, состоявшимся художником, он был, скорее, человеком мрачным и погруженным в себя, нежели открытым и добродушным. Но тому есть свое объяснение: его окружение было аристократическим, при этом не располагало к развлечениям и беззаботности. Люди, окружавшие его, были целеустремленными творческими личностями, однако они не были ему сверстниками и свойственное почти каждому мальчишке озорство не могло проявиться и стать ему отдушиной. У него было рисование. И это рисование поощрялось. Мать его – Валентина Семеновна – сделала все возможное, чтобы талант ее сына не пропал даром.

И он не пропал! Илья Репин помог маленькому Валентину развить свои способности, а затем была уже упоминавшаяся Академия Художеств, в которой преподавателем Валентина был профессор Павел Чистяков, человек, не терпящий неточностей и привыкший общаться с учениками строго и жестко. Но эти строгость и жесткость очень даже дали свои плоды: Валентин Серов за время обучения в Академии расширил свой кругозор, став художником многоплановым и в то же время цельным.

Павел Чистяков, хотя был строг, но хвалил своего ученика, у которого все было «в превосходной степени». Уже упоминавшаяся картина «Девочка с персиками» была написана Серовым в Абрамцеве, а девочкой была маленькая Вера Мамонтова. В Абрамцеве было свое общество, у Мамонтовых проходили театральные постановки, в которых участвовал и Валентин. Позже, в конце 1880-х, в этот абрамцевский кружок был введен тогда еще почти никому неизвестный Михаил Врубель.

Картина Валентина Серова «Девочка с персиками» была написана с натуры в 1887 году. Как признавался потом сам художник, «мучил» он Веру Мамонтову больше месяца – так хотелось ему достигнуть в своей картине необычайной свежести и в то же время законченности. Произведение Серова написано, скорее, в импрессионистическом жанре, нежели в жанре строгого реализма. Довольно грубые, толстые мазки здесь соседствуют с некой пространственной подвижностью, впечатление создается, что картина как будто схватила определенный момент времени и уже начала переходить к другому, но – это не кинофильм, а картина, и поэтому движение лишь намечено, оно предполагается, оно вот-вот свершится, но все же пока оно не произошло, и мы можем поразиться, как художник смог передать это движение в законченном произведении, как при помощи свободного и грубого мазка создал впечатление момента времени, которое никогда не останавливается.

В 1888 году Серов пишет еще один портрет – «Девушка, освещенная солнцем». На этот раз ему позировала двоюродная сестра – Мария Симонович. Российский меценат и коллекционер искусства Павел Третьяков не преминул возможностью приобрести эту картину молодого художника, что говорит, безусловно, о ее значительности и оригинальности. Оригинальность картины выразилась в том же самом импрессионистическом налете, в свободном и не стесненном условностями реализма мазке – как будто бесшабашном и не подверженном академичности и сухости, которые обычно присущи таким картинам. Но тут нет «заморочек»: деревья на заднем плане – это не какие-то скопированные постаменты, в которых нет жизни, сама девушка сидит, упершись спиной в одно из деревьев, и кажется, как будто она сейчас встанет и пойдет по своим делам – кажется, что ее держит только взгляд художника, который уже сейчас закончит и скажет ей: «Ну все, готово!»

Вернемся к биографии художника, к его окружению. В 1887 году случилось важное событие в жизни художника: он поженился. Его избранницей оказалась Ольга Федоровна Трубникова. И уже вскоре после женитьбы у супружеской пары появились дети, — Серов, конечно, напишет их на картине, которая так и будет называться: «Дети». С семьей, судя по всему, художнику повезло – семья была большая и гармоничная, крепкая. Но художник не ушел с головой в семейные дела, он продолжал писать свои мастерские, высокохудожественные картины, и работал по-настоящему, увлеченно – благо, он был востребован, к нему обращались с просьбами «написать портрет» высокопоставленные лица. И он писал их, писал князя Юсупова, банкира Гиршмана, мать миллионера Морозова. А также портреты царей – Петра I, Николая II, — правда, здесь мы забежали немного вперед, так как портреты царей были созданы художником уже в XX веке.

А в конце XIX века Валентин Серов как исключительно талантливый и амбициозный художник превратился в одного из самых замечательных и востребованных портретистов своего времени. И действительно, мы не можем не заметить стиль, свойственный художнику в его работах, их притягательность, оригинальность и даже глубокомысленность. В качестве примера рассмотрим картину под длинным названием «Портрет графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстон, впоследствии князя Юсупова, с собакой».

Эта картина была написана художником в 1903 году, и на ней мы видим довольно молодого человека со своей собачкой – бульдогом. Взгляд будущего князя Юсупова остр и холоден – перед нами настоящий офицер из военной семьи. Впоследствии князь Юсупов станет генерал-адъютаном (очень почетное звание), но после убийства Григория Распутина, которое произойдет вследствие заговора, и в котором деятельное участие примет сын Юсупова, князь станет «персоной нон грата» для двора, правда, совсем ненадолго – вскоре случится Октябрьская революция, а во время гражданской войны князь эмигрирует за границу, как и многие тысячи его соотечественников. Потомки князя будут жить за границей, ассимилируются, и русский род Юсуповых сойдет на нет. Кажется, это написано на лице будущего князя с картины? Но, конечно, это можно сказать уже после… На картине будущий князь держит за лапу своего бульдога, и кажется, что бульдог этот – очень старый и мудрый, а юноша только начинает свою жизнь… Одежда графа написана художником своими грубыми, привычными мазками, а вот черты лица и мордочка собаки выведены почти идеально точно – перед нами портрет одновременно и импрессионистический, и реалистический, и эта двойственность придает произведению некую неоднозначность и взаимодополняемость – и она же придает интерес.

Валентин Серов писал не только высокопоставленных лиц, государственных лиц, он вращался, конечно, в творческой среде, и не мог не писать этих людей, с которыми проводил время или которые были ему небезразличны: Федора Шаляпина, Илью Репина, Максима Горького, Исаака Левитана, Антона Чехова, Константина Станиславского и других артистов, художников, писателей.

Портрет Шаляпина выполнен художником в графике, он не цветной, но насколько же Серову удалось передать само выражение лица, настроение, весь пафос личности великого оперного певца! Портрет Шаляпина был написан в 1905 году, и, безусловно, портрет этот стоит особняком в творчестве русского портретиста. Но, конечно же, Серов – не только портретист, он еще и мастер исторических мотивов, иначе – живописи, посвященной историческим событиям и личностям. Пример тому – картина «Петр I». Хотя в каком-то – широком – смысле это и портрет, все же больше здесь исторических деталей, есть окружение, есть множество вещей, на которые невольно обращаешь внимание, когда смотришь на картину. Поистине, «Петр I» Серова – лучшая картина, изобразившая Петра, поскольку передает наиболее важное качество – атмосферу личности, ее глубину, ее детали. Ведь, несомненно, все эти детали, которые мы видим вокруг шагающего Петра – не что иное, как визуальные воплощения внутреннего мира российского самодержца: мрачность, строгость, порой жестокость, целеустремленность, доходящая до самых крайних мер, выражены здесь тусклым, мрачным небом, холодным морем, шагающими за императором согнутыми людьми, какой-то неустроенностью вокруг и шпилями города на заднем плане. Таков Петр, такова его личность!

Картина «Петр I» была написана художником в 1907 году. Кроме нее стоит сказать о таких картинах, посвященных истории, как «Георгий Победоносец» (1885 года), «Выезд императора Петра II и царевны Елизаветы Петровны на охоту» (1900 года), «Выезд Екатерины II на соколиную охоту» и «Петр I на псовой охоте» (1902 года).

Кроме портретов и исторических картин Валентин Серов писал много русскую деревню, простых русских мужиков и баб, русские просторы и природу. Все эти картины по-своему интересны и открывают перед нами душу художника, его настроения и чувства. Стоит сказать отдельно и о таком особенном направлении в творчестве Серова, как картины, написанные им на античные темы. Здесь выделяются такие произведения, как «Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая».

Когда смотришь на картины Валентина Серова, возникает ощущение, что художник не особенно старался их выписывать. Почему-то они получались у него сами собой. Взять, к примеру, его «Купание лошади» (1905 года), где изображены человек и лошадь у моря, человек берет в пригоршню воды, лошадь спокойно стоит, и видно, что сильный ветер, что сдувает хвост лошади… Серов удивительно намазал лошадь, намазал море, намазал картину так, что кажется, это было все просто, так просто и непритязательно. И получилось творение, на которое хочется смотреть и думать о чем-то своем – она так гармонична и, наверное, способна снимать напряжение. Возможно, это качество многих картин Валентина Серова так не хватало картинам других известных художников.

Но Серов передал свое видение жизни – и живописи – своим ученикам. С конца XIX века – он преподаватель МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества), в котором на художника обучались восемь лет и по окончании училища получали высшее художественное образование. Валентин Серов обучал живописи Кузьму Петрова-Водкина, будущего театрального художника Николая Сапунова, будущего лауреата Сталинской премии Константина Юона (который после окончания училища остался на продолжительное время в мастерской Валентина Серова), многих других, ставших впоследствии известными, художников. Много успел сделать за свою не такую долгую жизнь даровитый русский художник Валентин Серов, его наследие хранится в крупных и небольших музеях, порой собирается вместе и выставляется для показа ценителям искусства, и до сих пор к нему не ослабевает интерес. Умер художник в Москве в 1911 году. Его именем была названа улица… Но он продолжает жить в сердцах людей, потому что живы его картины.

______________________________________________________________________

Сергей Никифоров

СВОБОДНЫЕ МАЗКИ ВАЛЕНТИНА СЕРОВА

Любое копирование или использование материала допустимо лишь при одобрении автора материала. Цитирование допускается при указании источника и размещении открытой ссылки на страницу, откуда взята цитата.

«Авторский сайт Сергея Никифорова», 2013 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>