ЧИНГИЗ АЙТМАТОВ. ПЛАХА. КОНЕЦ МИРА ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗЛА

Наиболее известным и читаемым произведением Чингиза Айтматова является роман с символичным названием «Плаха». Его многие читали. Этот неоднозначный, но очень сильный и тревожащий душу роман появился уже в перестройку, когда в советской стране серьёзно задумались о переменах, о внутренних проблемах, накопившихся в обществе, о том, как же дальше жить. Нет, Чингиз Айтматов не предложил какой-то новой и уникальной идеи, которая помогла бы справиться стране и обществу с трудностями, указала бы некий новый горизонт развития. Его роман имел большой эффект, но он высказал то, что практически лежало на поверхности: люди — это не люди, а подонки и негодяи, они неправильно живут, они уничтожают живую природу, они безжалостны и бездушны, они так не могут дальше жить.

В самом названии «Плаха» заключён глобальный смысл. Так же, как весь мир связан тончайшими, но неразрывными нитями, как связаны его отдельные элементы воедино, связаны и главные герои произведения Айтматова, связано общество, связана природа, связан даже Иисус Христос и Понтий Пилат, — связано всё одной нитью, одним главным мотивом, одним несчастьем. И всё связано плахой, аллегорическим местом, где больше нет прекрасного, где нет сердечного, где нет жизни, нет бытия. В начале романа Айтматов до боли обжигающе и выпукло описывает то, чем занимаются люди, как они могут совершать то, чего они не должны никогда совершать, — но они делают своё отвратительное дело без сожаления и даже с какой-то злой отрадой: они убивают, они убивают беззащитных детей. Ибо животные, которых они нещадно губят, — это те же самые дети, те же самые люди, но отличаются от людей тем, что не такие злые, как они, что не могут сопротивляться, беззащитные и наивные.

В Средней Азии, в полупустыне, изобилующей «невскрытыми резервами» — сайгаками, — идёт облава: бездушные люди стремятся выполнить план, заготовить «резервы», убить как можно больше беззащитных животных. Для животных человек — как стихийное бедствие; вот и волки, попавшие в общей панике в стадо, несут свои потери: у синеглазой волчицы Акбары и огромного сильного волка Ташчайнара в облаве погибают совсем не приспособленные ещё к подобным испытаниям волчата. Люди собирают кровавую жатву, эти бездушные убийцы — «хунта», они себя так называют, во главе с бандитом с большой дороги — Обером. Тот был разжалован за мужеложество, он был старшиной дисбата. Другие из «хунты» — люди, также изгнанные из естественной жизни, они все сволочи или подлецы, лишь один, находящийся с ними, бывший учащийся духовной семинарии, человек не подлый, а честный, не молчащий, а говорящий. За это они его и порешат…

Страницы: 1 2 3

2 комментария: ЧИНГИЗ АЙТМАТОВ. ПЛАХА. КОНЕЦ МИРА ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗЛА

  1. Мотама говорит:

    Как ты меряешь, так и тебе будет отмерено, гласит евангелие. Романист отбирает у Авдия жизнь — честного и доверчивого человека, но оставляет ее подонкам и подлецам — наркоманам и мещанам, мне кажется, повествование идет вразрез с христианскими законами православия. Наверное, Чингиз не был православным писателем, а продавал талант на руку советскому строю. Он недалеко ушел от Максима Горького.

  2. Дарья говорит:

    Мотама, Вы читали Евангелие? Ваши рассуждения наводят на мысль, что нет. По-моему, Вы руководствуетесь Ветхим Заветом, где грозный Яхве карает за грехи. У Иисуса Христоса была совсем другая позиция на этот счет.

    Для доказательства своих слов привожу цитату из книги Павловского «Ночь в Гефсиманском саду»:

    Кто-то из толпы пересказал еще один слух, но он, правда, не имел такого угрожающего личного смысла: вблизи Силоамского источника рухнула башня, задавив под обломками восемнадцать человек.

    «Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

    Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете.

    Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме?

    Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете.

    И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;

    И сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?

    Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом:

    Не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лука. 13:2-9).

    Обычное толкование притчи о бесплодной смоковнице сводится к тому, что Иисус с ее помощью учит терпению и милосердию: нужно ждать плода и заботиться о появлении его даже тогда, когда, на торопливый взгляд, всякая надежда уже исчезла. Иные же толкователи склонны видеть в притче как бы последнее предупреждение, сделанное Христом фарисеям, истощавшим его терпение своими кознями, в том числе и подбрасыванием слухов о расправе с галилеянами.

    Что же касается скупых комментариев Иисуса по поводу погибших от руки Пилата и тех, что были раздавлены внезапно рухнувшей башней, то, скорее всего, он говорит, что жизнь человеческая, находящаяся в руке Божьей, может оборваться в любую минуту, грешник ли ты или праведник: нужно, следовательно, не осквернять жизнь, дарованную на неизвестный, но всегда краткий срок, грехом и преступлениями. Здесь, по-видимому, и заключается смысл его слов: «Так же погибнете», то есть погибнете, не будучи духовно просветленными и очищенными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>