Чем ещё заниматься весной на Дальнем Востоке, там, где Залив Петра Великого, где Японское море, где море кишит голотуриями? Правильно, ловом этих самых голотурий, иначе трепангов – иглокожих беспозвоночных животных множества видов, как правило, червеобразной формы, залегающих на дне морском и океанском, занятых своей маленькой жизнью и совсем не готовых к тому, что кто-то их употребляет в пищу. Что есть трепанголовы, есть у них суда и водолазы. К тому же время-то какое – двадцатые годы двадцатого века – трудное и меняющееся время, голодают люди, тут уж почти как в пословице: на безрыбье и червь рыба.
Венедикт Март, а по-другому Венедикт Матвеев, родился и вырос на Дальнем Востоке, он был сыном известного краеведа, переводчика и поэта Николая Матвеева-Амурского и отцом замечательного русского поэта-эмигранта Ивана Елагина, у которого есть такие строчки: «Ты, ночь, безвыходная сплошь: / Оцепишь город, и нахлынешь, / И отодвинешь. И сотрешь.» Страшная судьба ожидала Венедикта Матвеева в советской стране, наверное, если бы он знал, что его бросят в тюрьму, сошлют, а потом расстреляют, он бы так и жил с семьёй в Харбине, пережидал бы тоталитарное лихолетье, глядишь, дожил бы до времён Хрущёва, да и создал бы гораздо больше, – его творческое наследие весьма скромно: в основном это собственные стихотворения и переводы древнекитайских и японских поэтов.
Но всё же он был не только поэтом, он был и писателем, и его проза, которую не так легко отыскать, невероятно прекрасна, своеобразна и поучительна. Казалось бы, небольшой рассказ «За голубым трепангом», опубликованный не бог весть в каком журнале, не заслуживает особенного, пристального внимания, но это не так. Рассказ о старом трепанголове Фёдоре Выдрине можно назвать притчей, это не реализм, где много описаний и деталей, но, тем не менее, это быль. Если есть в человеке нечто пагубное, или вредное, — пиши пропало. Рассказ – это случай, произошедший со старым, опытным трепанголовом, о том, как он мечтал выловить когда-нибудь голубого, то есть «священного» трепанга, как однажды он опустился в водолазном костюме на глубокое дно, как увидел в избытке большущих, жирных трепангов, а потом увидел и голубого, «священного», взял его в руки… и тут пришёл его час.
Оказывается, в заливе, в той бухте, где водолазы ловили трепангов, было подводное кладбище. Людей «хоронили» живьём, бросали их в воду, привязав к телу груз. Они разлагались в воде и поднимались от своих газов наверх, до тех пор, до каких позволял груз, привязанный накрепко к телу. Жуткое это было зрелище, а для того водолаза, который не знал о кладбище и увлечённо ловил трепангов, встреча лицом к лицу с будто ожившими, качающимися у дна моря мертвецами, — встреча стала роковой. Нет, мертвецы его, конечно, не убили, но он был мёртв, потому что страх был так велик, а сам он был далеко не положительным героем. Его фамилия – Выдрин – говорящая, символичная, так же как и другая того же склада фамилия Ершов – его сигнальщика. Остальные из его команды были корейцами.
Выдрин был заражённым человеком, он был страстным курильщиком опиума, и не потому, что его заразили «желтолицые», с которыми он жил и ловил трепангов, он был нездоров морально, душевно, он был придирчив и беспокоен, его глаза остекленели, они были бессмысленны, серое его лицо выражало безнадёжность и слабость. Отнюдь не положительный герой, он должен был закончить плохо. Венедикт Март описал его тип и характер выразительно и живописно. Это отнюдь не вымышленный герой, а настоящий. Таких много – героев, существующих не в ясной, светлой жизни, а в мрачном и бесцельном небытии. Его характер, его жадность превратили его в мертвеца при жизни, смерть была для него давно поджидающей удобного случая спутницей.
Венедикт Март писал прекрасно, писал своеобразно и поучительно, быть может, он не был таким же отрицательным героем, как его Выдрин, — нет, безусловно, ведь он писал и был поэтом, он не был положительным во всём, но он был своеобразным человеком. Он прошёл через ссылку и тюрьму. Он недолго жил и творил. А потом его расстреляли. В безжалостном тридцать седьмом.
Сергей Никифоров, 2012