1.3. Мыслитель
Либертарная доктрина М. А. Бакунина сложилась не сразу. Круг ее идейных предпосылок включал в себя воззрения ряда оригинальных мыслителей, которые Бакунин, будучи человеком очень просвещенным, тем или иным образом и в той или иной степени усвоил и переработал.
Влияние натурфилософии Шеллинга и альтруистической этики и персонализма Фихте на последующие философские построения Бакунина отмечается многими исследователями его доктрины. Великий анархист воспринял у немецких философов идеи природы как изначального целого, добровольного подчинения нравственной необходимости и нравственного совершенствования1, своеобразия личности, а также посылки о человеческой свободе2. Михаил Бакунин пошел даже дальше своих маститых учителей-философов, создав собственную теорию гармонии3.
Глубокий след в сознании Бакунина оставил и Гегель, у которого Бакунин взял прежде всего строгое единство системы и последовательный имманентизм4.
Одними из определяющих в воззрениях М. А. Бакунина явились многие положения утопического социализма. Из концепций этого направления общественной мысли в наибольшей степени в системе Бакунина нашла отражение материалистическая натурфилософия Сен-Симона с ее идеями об объективной закономерности явлений природы и общества, о человеческом обществе как целостном организме и современном его состоянии — как состоянии мира, «перевернутого вверх ногами». Необходимо сказать также о совпадении идей Бакунина и Фурье, что проявилось в негативизме относительно политической борьбы, в роли страстей в развитии общества5.
Влияние идей таких теоретиков анархизма как Годвин, Штирнер и Прудон на «анархическую систему» Михаила Бакунина довольно спорно, несмотря на то, что многие ученые считают однозначным фактом, по крайней мере, идейное влияние последних двух мыслителей6. Был ли знаком Бакунин с учением Годвина точно не известно. Штирнер не мог быть очень близок Бакунину-коллективисту по той причине, что его философия строилась на субъективно-идеалистических посылках, и была крайне индивидуалистична. Хорошо известны личные и идейные контакты русского революционера с П.-Ж. Прудоном, «однако, — как отмечает Н. М. Пирумова, — они не носили характера отношений учителя и ученика (Бакунина)», к тому же в период своего пребывания в Париже Бакунин часто поддерживал Маркса в его полемике с Прудоном7.
Стоит сказать о своеобразном восприятии М. А. Бакуниным учения К. Маркса. Из ряда высказываний Бакунина следует, что он понял значение политической экономии благодаря Марксу.
Некоторый след в сознании Бакунина также оставили марксовский научный социализм и атеизм. Выше уже упоминалось личное знакомство Бакунина с В. Вейтлингом. Его книга «Гарантии гармонии и свободы» произвела большое впечатление на «фанатического приверженца свободы»8. В целом, наиболее ценной в коммунизме для Бакунина была идея социальной справедливости9.
Очевидно сходство многих положений доктрины Михаила Бакунина с идеями Пизакане. Известно, что Бакунин был знаком с его работами. Оба революционера призывали к революции и ликвидации всех буржуазных социальных институтов, декларировали естественные законы. Оба считали, что каждая личность и каждая община должны быть свободны, а народ должен представлять собой союз свободных коммун. Однако были и различия. Пизакане полностью не доверял народу и вслед за Руссо абсолютную свободу предлагал ограничить свободой других10.
Помимо названных основных идейных источников доктрины М. А. Бакунина, отмечу дополнительно Канта, Гете, Гердера, Фейербаха, Конта, — мыслителей, безусловно, также оказавших некоторое влияние на Бакунина.