Польский писатель и публицист Анджей Сапковский известен, прежде всего, приключенческими произведениями о ведьмаке. Цикл рассказов про ведьмака многие сравнивают с «Властелином колец» Джона Р.Р. Толкина. И не случайно! В рассказе «Ведьмак» и в последующих его продолжениях описывается фэнтезийный мир, живущий по своим законам. Как и во многих других фэнтези-сагах, в цикле о ведьмаке изображён мир, сходный по своим деталям с европейским периодом средневековья, соответственно, и жизнь героев в этом увлекательнейшем цикле продвигается по культуре и обычаям средневековой Европы. Главный герой — ведьмак Геральт из Ривии — мутант, созданный и выращенный Орденом ведьмаков. Ведьмак борется с монстрами, он имеет сверхъестественные способности и живёт за счёт наёмничества. Смысл всего цикла произведений о ведьмаке заключается в поиске ведьмаком Геральтом его подруги Цири, которую он находит в конце цикла.
Весь мир «Ведьмака» поделён на несколько государств, здесь существуют северные королевства и южная империя Нильфгаард, причем в конце цикла между Севером и Югом начинается война. Но главное, надо это видеть, — в произведениях о ведьмаке поднята самая важная проблема, существующая в действительности, — это проблема расизма и национализма. В мире Сапковского присутствует не только население людей, но и других рас, таких как эльфы, гномы, краснолюды, а ещё враны — вымершая раса, которая существовала задолго до всех рас. И в «Ведьмаке» описывается, как эти расы не уживаются между собой. Люди же показаны, как самая молодая, самая многочисленная раса, причём люди пришли в этот мир из другого измерения — в отличие от всех остальных, коренных народов этого мира. Сапковский часто в своих произведениях использовал средневековый фольклор…
Бросаются в глаза ещё две вещи — две загадки «Ведьмака». Первая — это теория «Сопряжение Сфер». — Сапковский описывает, что полторы тысячи лет назад произошел разлом между мирами, и в мир «Ведьмака» хлынули чуждые животные мутанты, а также люди, которые пришли в этот описываемый мир и стали главенствующей расой. Это явление стало знаменательной датой и летоисчислением в мире «Ведьмака». Вторая загадка — это Дикая Охота, это свора всадников с собаками, появляющаяся в небе в определённый временной интервал и несущаяся с севера на юг в Нильфгаард. Несущая смерть населению, попадающемуся на пути. Есть предположения, что они, призрачные всадники, пьют кровь, похищают детей, убивают всех подряд — даже вообще, что на севере и юге есть разломы между мирами, откуда они приходят и уходят. Но главная версия одна — это эльфы из другого мира, и в отличие от эльфов мира «Ведьмака», которые притесняются людьми, в том мире эльфы, наоборот, являются высшей расой, подвергшей геноциду другие расы, в том числе и тамошних людей. Так, в письме пациента психушки сообщается, что якобы он гулял по лесу и попал в другой мир — в мир, непохожий на его, где по полям ходят вымершие в его мире единороги и едят трупы убитых эльфами людей.
Известно, что Сапковский намеревается написать продолжение, где опишет полностью планы Дикой Охоты и возможную войну не с Нильфгаардом, а с другим миром. Кровожадные эльфы будут разоблачены? Важно, что в нашем мире мы видим параллели с теми же самыми эльфами и войнами, которые никогда не кончаются… По «Ведьмаку» Сапковского польские разработчики выпустили две одноимённые игры жанра РПГ, — но это так, к слову, к тому, что Сапковский дюже актуален. Что же касается причины актуальности, то она в том, что можно провести много параллелей фэнтези-мира с миром реальным, нашим. И в то же время в фэнтези всё совсем не так, как у нас. И миры инобытия могут показаться нам жестокими и варварскими, настоящее же варварство и жестокость только здесь — в нашем мире небытия.
Борис Серёжкин, Сергей Никифоров, 2011