МОЛЬЕР. ТАРТЮФ, ИЛИ ОБМАНЩИК. КОМЕДИЯ, ИЛИ ТРАГЕДИЯ

Смелый гений Мольера подарил мировому театру лучшие образцы классической комедии, те шедевры, которые буквально у каждого человека, знакомого с театром не то что в качестве специалиста, а в качестве нерегулярного зрителя, буквально на слуху. Разве кто не знает уже, кажется, ставшие родными и неотъемлемыми выражения: «Мнимый больной», «Дон Жуан», «Мещанин во дворянстве», «Брак поневоле»? Это знаменитые пьесы Мольера, комедиографа, который великолепно показал характеры людей и в то же время сделал это с глубокой пользой: он высмеял и осудил человеческую власть и связанные с ней пороки, а противопоставил ей свободу, не столько человеческую, сколько желанную.

«Тартюф» — наиболее успешная пьеса Мольера. Она была написана в непростую эпоху абсолютизма, когда во Франции правил могущественный и долголетний король, – в середине XVII века, но до сих пор сохраняет свою актуальность. И, надо полагать, она ещё долго будет ставиться самыми известными и крупными театрами мира, на неё будут ходить, ею будут восхищаться, потому что тема пьесы непреходяща и жизненна – это тема человеческих отношений, тема правды и лжи, тема пороков и добродетелей. Такая вот равновесность, двузначность и предопределила успех пьесы, а само действие пьесы, сам её ход и концовка также соединили два, казалось бы, несоединимых жанра: трагедию и комедию, ожидаемый конец и неожиданный финал.

Изображённые в пьесе люди — богатая семья из высшего общества и Тартюф — святоша, или пустосвят, бедный и лживый. Он пользуется доверием и честностью Оргона и его матери; они без ума от его красноречия, обращающегося чуть что — к небесам, но насквозь лицемерного. Оргон хочет видеть Тартюфа своим наследником — и поэтому мужем своей дочери Марианы; он — как наследодатель — передаёт Тартюфу свой дом и всё богатство.

Теперь Тартюф — богач, и Мариане следует выйти за него замуж. Но она любит другого! Её избранник — Валер. Оргона сердят её доводы — он отец, и он решил так! Мариана сокрушена, она не знает, что делать. Однако помогает сам Тартюф — он, настолько лицемерный и порочный, уже приударяет за женой Оргона; члены семьи говорят об этом Оргону, но Оргон не верит; и в конце концов его прячут под стол — и он слышит и видит всё собственными глазами: Тартюф произносит перед его женой льстивые речи и уже готовится сжать её в объятиях — здесь Оргон выступает вперёд и разговаривает с Тартюфом строго, говоря, что Тартюфу должно немедленно покинуть дом. Но ведь Тартюф — уже хозяин, и он отвечает, что придётся уйти — Оргону. Тартюф исчезает. Вся семья в печали. Оргона собирают в путь (становится известно, что Тартюф пожаловался властям, и вскоре должен приехать офицер и арестовать Оргона). Оргон уже собирается выйти из дому — но тут ему дорогу преграждают зашедшие в дом неожиданно Тартюф и офицер. Тартюф произносит речь, что сейчас должно выполнить монарший приказ. Офицер подтверждает, предлагая следовать за ним в тюрьму… Тартюфу!

Оказывается, король разоблачил Тартюфа, который уже совершил не одно предательство и злодеяние, и втайне послал офицера видеть, «как дойдет бесстыдство до конца». Офицер сообщает также, что король державной властью уничтожает дарственную сделку, то есть хозяин дома и богатства — снова Оргон! Офицер уводит преступника Тартюфа, а Оргон произносит речь о том, что следует пойти склонить колени перед монархом и затем сыграть свадьбу своей дочери Марианы и её избранника Валера!

Неожиданный финал, не может не сложиться впечатление, будто вставлен в пьесу, будто конец её был изначально иным: настолько он переворачивает с ног на голову всё, о чём говорилось и к чему шло. Но сила пьесы не в её комическом финале, который становится полной неожиданностью. Сила уже давно не современной, но по-прежнему актуальной пьесы – в её нравственном посыле, в изображенных в ней характерах: людях, полярно противоположных друг другу. Один – доверчивый, другой – коварный, один любит правду, другой, не переставая, лжёт. Всё это встречается в жизни, но не в такой преувеличенной степени, не в таких масштабах, какие, хватаясь за голову, можно видеть в комедии, — а может быть, хватаясь и за живот, когда полярность характеров становится настолько очевидной, что невозможно не подивиться на так блестяще выраженные мастером-комедиографом нравственные качества. Не подивиться на резкую грань между порядочностью и ханжеством, беспринципностью и верностью своим словам; пошлостью, грязью и обманом — с одной стороны, — и добропорядочностью, прямодушием и чистосердечием — с другой.

Мольер писал комедию не о неких вымышленных людях – нет-нет, эти люди вполне реальны, и портреты этих людей взяты из жизни. Прежде всего, комедия Мольера высмеивает и обличает ложь и лицемерие, пороки и жажду богатства. Но она высмеивает эти нелицеприятные качества в конкретных людях – в людях, «близких к богу». За это комедия и была крайне неодобрительно встречена подобными людьми. Мольер предчувствовал эту реакцию. И он надеялся на короля. Не зря, как выяснилось. Король изображен в пьесе настоящим справедливым судьёй и заступником.

Пожалуй, грустная сторона комедии, когда становится очевидно, что Мольер устроил апологетику королю не по своей прихоти, а потому что надеялся на короля. Возможно, подобная коммерциализация в какой-то мере снижает творческую силу произведения. А возможно, это вовсе не коммерциализация, а единственно правильное решение великого комедиографа, который не мог написать трагедию, просто потому, что она бы была уничтожена порочными и ничтожными людьми, которых он так мастерски изобразил.

Пьеса не могла бы выжить, будь она трагедией. Но по-настоящему она должна была быть ей. И в этом заключается трагедия всей жизни, всего мира, всего бытия – мы постоянно обманываем самих себя, мы постоянно находимся во власти лжи, мы не можем принять правду и сказать: «Мы – такие, мы – порочные, мы – лицемерные, мы живём в этом мире, как паразиты, и мы даже не можем воспринять всю трагедию нашей жизни, мы постоянно обманываем самих себя, мы находимся как будто в комедии, но как будто – не бывает, потому что завершается всё не как будто, а на самом деле и совсем не смешно».

Сергей Никифоров, 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>