Оглядываясь на известные имена в искусстве XX века, мы можем выделить целое направление модернизма, так характерное для России первой четверти прошлого столетия. Речь идет о русском авангарде, и сразу же на ум приходят Кандинский, Бурлюк, Малевич, Филонов, в то время как Наталья Гончарова неизменно находится в тени, ведь по сравнению с этими именитыми художниками она гораздо менее известна.
Однако с точки зрения вклада художницы в мировую сокровищницу изобразительного искусства, Наталья Гончарова, несомненно, является одной из ключевых фигур русского авангарда, того жанра, который должен рассматриваться как неотъемлемая и важная часть мирового искусства.
Наталья Гончарова умерла в 1962 году, оставив после себя собрание произведений, которое представляет собой исключительный интерес с точки зрения тех тем и стилей, которые доминировали в первой половине прошлого века. Полная экспозиция картин художницы в настоящее время экспонируется в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу, она называется «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом» и включает около 400 работ художницы из музеев со всего мира.
Ряд работ Гончаровой сегодня находится также в частных коллекциях, а стоимость проданных в 2000-х годах двух работ художницы исчислялась несколькими миллионами фунтов стерлингов, вот почему картины Натальи Гончаровой — самые дорогие в мире среди картин, написанных художницами.
Родилась Наталья Гончарова в 1881 году в России, она была одним из членов-основателей группы «Синий всадник» в Мюнхене, в которую входили также Франц Марк и Василий Кандинский. Художница путешествовала по всей Западной Европе, проводя время в Женеве и Париже, смешивая свой стиль с художественным стилем Пабло Пикассо и помогая с декорациями для балетов Сергею Дягилеву.
Различные влияния можно увидеть в разных периодах творчества художницы. Ее ранние работы делают акцент на религиозных образах, потом в фокусе ее творчества оказывается русское крестьянство начала XX века. А ее натюрморты с кубистскими лепестками поражают соединением, казалось бы, несоединимого: красоты и нелепости. Как оказывается, они могут сосуществовать вместе.
Не будем забывать о том, что Гончарова – это живописец-женщина, что внесла большой вклад в развитие авангардного искусства, поборов своими работами изначально неумное и порочное представление о женщине как о существе, наделенном лишь функцией деторождения, не имеющем уникального таланта и способностей к творческому самовыражению.