Религиозная тема в живописи

Религиозная тема в живописи – как навязчивая идея, но, не углубляясь в историю этой темы, хотелось бы поговорить о последних – или, по крайней мере, недавних – тенденциях в религиозной живописи. Впрочем, тема слишком обширна, чтобы говорить о каждом художнике или скульпторе, а тем более – о каждом произведении.

Возьмем в качестве примера американского авангардиста Эда Рейнхардта. Этот художник довольно абстрактен, что сближает его с абстракционистами, религиозная тема в его живописи выражена своеобразно: в 1940-1950-х годах, в период расцвета своего искусства, он пишет различные варианты одного и того же предмета. А им является крест.

Если заглянуть в предысторию подобной живописи Эда Рейнхардта, мы найдем, что в 1937 году этот оригинальный живописец вступил в Ассоциацию американских абстракционистов, апологетов искусства, которое ставило выше всего геометрическую форму, — искусства неопластицизма. Этому неопластицизму положил начало Пит Мондриан, дав вместе с русскими Малевичем и Кандинским большой старт абстрактному искусству.

В середине 1940-х Рейнхардт проявлял внимание к экспрессивной каллиграфии. Но ему нужно было отказаться от нее, чтобы придать своему искусству прозрачность и объектность. Он отказывается в своей живописи от каких бы то ни было контрастов, резкостей, цветов, бросающихся в глаза, — это происходит ближе к середине 1950-х годов. Тогда его кресты становятся погруженными в один неяркий цвет, тем самым его искусство уничтожает само понятие художественного «изготовления», сводит на нет художника как автора произведения, обнаруживает себя самоценным, более не зависящим от вкуса зрителя, от критики искусствоведа.

У Рейнхардта, пожалуй, картины более разнообразны и по расцветке, и по манере их написания, чем у того же Пита Мондриана. Но это лишь первое впечатление. Картины – это не калейдоскопические впечатления, а искусство, которое необходимо чувствовать и осмысливать. Поэтому у Эда Рейнхардта абстрактные картины – картины, где «не пойми что», если взять первое впечатление – это полные смысла произведения, в которых существенная роль отводится теме религии.

Впрочем, абстрактная живопись – она потому и абстрактная, что каждый может толковать ее, исходя из собственного опыта и воззрений. На этом можно согласиться, чтобы не начинать рассматривать множество толкований, от которых будет не так много проку.

Рассказать о статье:
 
Запись опубликована в рубрике Гениальность и оригинальность с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>