С точки зрения материализма, человек – часть природы, ее высшая ступень как выражение эволюции. Материализм исходит из чисто физического проявления человеческой сущности. Но весь созданный мир, сознание и духовно-нравственную часть, то есть личность считает вторичной. Ибо «бытие порождает сознание», а не наоборот.
Если мы посмотрим на человекообразных обезьян, если сравним наш скелет и скелет какого-нибудь из гоминоидов, мы найдем много общего, практически мы найдем гораздо больше общего, нежели разного. Разница, в самом деле, не велика.
По сути, мы являемся теми же самыми гоминоидами, но со своими особенностями. Материалисты считают эти особенности ключевыми и объявляют человека эволюционным «венцом».
Другая группа философов, ученых или просто образованных людей представляет себе людей как носителей некоторых истин, идей, чувственно-духовного мира, который всегда существует, в отличие от самих человеческих тел, которые непременно подвержены тлению. Люди приходят и уходят, но человек остается. Это – идеализм.
Спор о первичности материи или идеи был, есть и, наверное, будет. Трудно убедить идеалиста в превосходстве материи. Трудно проделать тот же фокус, но наоборот, представив материалисту мир как идею.
В политике, как и в философии, люди, и даже страны, народы исповедуют идеализм или материализм. Кто такие демократы, которые провозглашают свои ценности? А ведь это не материальные ценности: гласность, свобода мнений, убеждений, свобода их выражения. А кто такие диктаторы, сторонники «сильной власти», что ратуют за стабильность в обществе, его обеспеченность «всем необходимым», под которым они понимают обычно довольно приземленные блага?
Это не значит, что все люди, живущие в демократической стране, исповедуют идеализм. Это не означает и «поголовных» материалистов в авторитарных и тоталитарных режимах. Люди разные, но где-то выходят на первые роли одни, а где-то – другие. На это оказывают такие факторы, как менталитет и традиции.
Глупо убеждать русских в ценностях демократии. Конечно, это приятные ценности, но менталитет к ним не готов, да и как же традиции? Нет, может быть, когда-нибудь или как-нибудь, но только не теперь. Да и посмотрите на немцев – это же почти русские, только в европейской обертке. Им вряд ли нужна демократия, они просто ее используют, это такая формальность, за которой скрывается совсем другое.