Великолепные пейзажи Уильяма Тёрнера и завораживают, и побуждают к философским размышлениям. Ведь это прекрасно, когда живопись способна подтолкнуть человека к думам и мыслям о мире, о себе, о жизни. Такова живопись Уильяма Тёрнера, художника конца XVIII – первой половины XIX века. Он родился в Англии, в Лондоне. Учился в Королевской Академии, путешествовал. Его захватывала Италия – даже не так, его захватывала античность и древние легенды, не случайно в его живописи эти мотивы – Одиссей, Полифем, Вакх и Ариадна…
В начале своего творческого пути Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (таково полное имя художника) писал акварели, но позже стал писать маслом. Его коньком были прекрасные, изумительные пейзажи, среди которых можно упомянуть «Парк в Петворте: церковь Тиллингтона вдали», «Замок Норэм на рассвете» и, конечно же, одну из самых дорогих картин британского художника «Вид виллы Поупа в Твикенхэме», на которой Тёрнер изобразил местность, где он жил.
Умопомрачительный факт: наследие Уильяма Тёрнера насчитывает приблизительно тридцать тысяч работ (рисунки и живопись), и, если говорить о том, что они все похожи, то это говорить неверно. Живопись английского художника имеет, конечно, свои особые, специфические черты, но, надо сказать, что она разнообразна хотя бы по богатству жанровому. Техника Уильяма Тёрнера, действительно, отличается определенным стилем, что может нравиться или нет, однако даже и здесь выделяются, или разделяются картины, написанные не четко, как будто в дымке («Замок Норэм на рассвете»), и картины с большей четкостью и яркостью изображения («Солнце всходит через дымку»).
Что же касается жанрового разнообразия, то Уильям Тёрнер мог с одинаковой степенью успешности создавать как пейзажи природы, так и морские пейзажи, изображать как людей, так и окружающую местность, наконец, он является, безусловно, талантливым мастером в жанре исторической живописи.
Яркий талант британского художника продолжает и сегодня волновать ценителей прекрасного. Его выставки пользуются невероятном успехом, и вряд ли кто-то думает о том, что при жизни великого мастера его некоторые считали сумасшедшим, а многие критиковали, и даже при дворе не слишком ценили. Что ж, время подошло к тому, что в жизни осталось мало романтики и приключений, и все больше технологий, электроники, индустрии.
А картины Тёрнера возвращают нам романтичное время, и так хочется сесть на корабль и отправиться куда-нибудь по волнам – в поисках приключений!
Сергей Никифоров